Вчера началась информационная кампания "Фиктивный брак — ловушка". В ней участвуют: министерство внутренних дел, общество "Убежище "Надежный дом" и другие общественные организации.
Портрет жертвы
В 2010 году организацией «Убежище «Надежный дом» помощь оказана 16 женщинам, пострадавшим от торговли людьми, из которых 10 — пострадали именно при фиктивных браках.
Руководитель организации Сандра Залцмане говорит, что в данный момент нет особой «географии», из каких мест Латвии девушки чаще уезжали за лучшей жизнью, а потом возвращались и обращались за помощью.
— Это и Рига, и Юрмала, и Елгава, и Салдус...
От проституции в прошлом году пострадали пять женщин, о трудовом рабстве речь шла в двух случаях. Более чем в 40 случаях, связанных с торговлей людьми, оказана амбулаторная медицинская помощь.
Обобщенный образ жертвы таков: молодая женщина 23-28 лет, горожанка, со средним или высшим образованием, не замужем, с детьми или же в положении.
Наиболее популярные женихи – пакистанцы, которые хотят получить вид на жительство в ЕС. В нынешнем году наблюдается такая тенденция: всё чаще женихи обходятся без посредников (которым нужно платить) и предпочитают сами искать себе жён в Латвии. Почти всегда — посредством Интернета.
Истории подобных браков зачастую бывают трагическими. Во многих случаях после заключения фиктивного брака молодой супруг отнимал у жены выездные документы, чтобы она не могла уехать из страны до тех пор, пока он не получит вид на жительство. Были зафиксированы также случаи, когда молодожен после свадьбы сразу начинал применять физическую силу, ограничивал свободу передвижения/коммуникации новобрачной. В такой ситуации молодая жена чаще всего понимала, что вступила в фиктивный брак, или же начинала осознавать последствия такого брака и обращалась за помощью в посольство. К примеру, чтобы её помогли аннулировать брак.
Как правило, разочаровавшись в жизни за границей, девушки после неудачного замужества с иностранцами возвращались обратно в Латвию.
Г-жа Залцмане рассказала такую историю: в прошлом году 23-летняя девушка, успешно работающая в Латвии, решила отдохнуть за границей. Ей предложили поехать в Ирландию, обещали устроить различные экскурсии. Девушка, ничего не подозревая, согласилась и поехала.
— В Ирландии девушка столкнулась с реальностью – оказалось, что её обманули её же знакомые из Индии. Все красивые здания, экскурсии и отдых – всё это рухнуло. Её начали принуждать вступить в фиктивный брак. Когда отказалась, её начали пытать – резать ножницами руки. Девушке удалось убежать, она попала в организацию по оказанию помощи, но и там её перехватили бывшие знакомые, фактически похитив. Её били и унижали, насиловали, многое пережила... Но потом ей вновь удалось спастись и она смогла вернуться в Латвию. Сейчас она проходит курс реабилитации в нашем центре.
Тенденция: невесты умнеют
— Сравнивая с позапрошлым годом, можем сделать вывод, что число заключаемых с гражданами третьих стран браков в Ирландии немного снизилось. Это связано и с тем, что компетентные учреждения Ирландии во второй половине 2010 года установили дополнительные бюрократические барьеры для заключения подобных браков (запрашивали справки о семейном положении, легализовали свидетельства о рождении), — комментирует Санта Далмане, секретарь Консульского департамента МИД Латвии.
Однако нужно принимать меры и в Латвии, считает координатор национального проекта по борьбе с торговлей людьми Дмитрий Трофимов:
— В Латвии нужно привлечь больше внимания к этой проблеме и внести в Уголовный закон изменения, которые позволили бы наказывать инициаторов фиктивных браков. Мы уже начали сотрудничество с негосударственными организациями по трудоустройству, миграционными службами и центрами реабилитаций жертв. Это поможет в решении проблемы. Нам также помогают представители судебной системы.
Статистика "въездных браков"
По информации, предоставленной Министерством иностранных дел, в 2010 году гражданки Латвии заключили 143 брака с гражданами Пакистана, 37 – Индии, 17 – Бангладеш, 11 – Нигерии. В большинстве случаев – чтобы обеспечить им вид на жительство в Европе, а точнее – в Ирландии.