Несмотря на звучное название, здание, в котором расположен Рижский международный учебный центр, оставляет впечатление заброшенности. Скромная на вид лестница ведет в квартиру на втором этаже, приспособленную под класс. В среду днем в одной из комнат группе местных рассказывают о работе сантехника. Для иностранцев учеба проходит один день в неделю, чаще всего — по выходным.
В ответ на телефонный звонок De facto директор Рижского международного учебного центра Инесе Бобуле рассказала о причине такого графика курсов: «У преподавателей свои планы, и мы обычно можем договориться об 1, максимум 2 днях в неделю. (...) Обычно это выходные, вечерние или утренние часы».
В центре сообщили, что в настоящее время здесь учатся есть более десяти иностранцев. В чем мотивация ехать сюда из Азии, не совсем понятно.
Директор центра не считает, что учеба, не занимающая много времени, может быть прикрытием для нелегальной иммиграции. Заведение также время от времени проверяют пограничники.
«Знаете, я вижу, как люди строят здесь свою жизнь. Они заводят семьи, женятся, заводят детей. Они здесь ассимилируются и остаются здесь надолго. А не просто приезжают, что-то делают, учатся и уезжают. Не знаю, плохо ли это, по вашему, или хорошо. Но обычно они хотят остаться здесь, ассимилироваться — привозят свои семьи, своих детей, привозят своих жен», — рассказала директор Рижского международного учебного центра.
Студентов не пустили пограничники
De facto узнала, что недавно в аэропорту пограничники задержали несколько человек, которые приехали в Латвию из Вьетнама, чтобы три месяца на курсах изучать английский язык. При этом они оказались неспособны общаться на английском. Их планировала принять языковая школа Pygmalion. Там сообщили, что для вьетнамцев запланировали курсы для начинающих.
В аэропорту были проведены дополнительные проверки вьетнамцев, отправившихся учиться в колледж гостиничного бизнеса Hotel School. Здесь плата за один учебный год для иностранцев составляет четыре тысячи евро — дороже, чем на некоторых программах, например, в Техническом университете. Для обучения на уровне колледжа достаточно владеть языком на «разговорном» уровне A2.
Председатель правления и директор колледжа гостиничного бизнеса Hotel School Юлия Паснака: «Если мы говорим о программе поваров, то на занятиях практикуются, а не пишут рефераты. На практике они очень хорошо справляются, так что не вижу больших препятствий».
По данным Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ, PMLP), в колледже гостиничного бизнеса один из самых высоких показателей отказов в визе — из 104 заявлений было отклонено 35, или треть (34%).
По данным Министерства иностранных дел (МИД), в 2023 году в Латвии в общей сложности было 624 отказов в визах (15% всех заявлений) тем, кто указывал целью въезда «обучение».
«Если нас иногда критикуют за то, что посольства специально отказывают в визах, то я могу сказать, что это точно не так, потому что нам гораздо проще оформить визу, чем отказать. Ведь каждый отказ должен быть обоснован и должны быть конкретные факты, конкретные ссылки на нормативную базу. Также отказ можно обжаловать. Поэтому с точки зрения процесса это действительно затратно.
Если оформление визы может занять 30 минут, то на отказ, если заявитель «сложный», может потребоваться несколько часов работы с одним заявлением».
После получения документов еще одним проверочным этапом является проверка со стороны Государственной пограничной охраны, чаще всего в аэропорту по прибытии в Латвию. «Это один из базовых фильтров. Внутри мы уже работаем над конкретной информацией, по субъектам, чье право на пребывание здесь аннулировано. Мы проверяем, выехали они или нет, дальше уже работа по поиску здесь, чтобы получить информацию, стоит ли ехать или нет? Нас часто просят поехать компетентные органы. Мы также проводим рейды в сотрудничестве с государственной полицией и другими — приезжаем в студенческие гостиницы, проверяем документы», — рассказал начальник управления контроля Госпогранохраны Агнис Вишневскис.
Хотят отсечь взрослых школьников
В настоящее время Сейм работает над изменениями в Законе об иммиграции.
В УДГМ считают, что нужно ограничить возможности для взрослых из третьих стран обучаться в Латвии на уровне среднего образования.
«В этой группе мы заметили, что есть и те, кто в возрасте 40 лет хочет учиться в старшей школе. Приезжая [при этом] всей семьей, бывает и так, что, например, уже с высшим образованием. Обоснование: для образования другого типа необходимо обновить школьные знания», — сказала глава УДГМ Майра Розе.
Отказы в визе менее распространены среди студентов, отобранных крупными университетами. В надзорных органах подчеркнули, что значительную роль в снижении отказов в визах играет то, как учебные заведения оценивают учащихся, их документы, языковые навыки и проводят ли собеседования.
Министерство образования предложило ответственной комиссии Сейма создать рабочую группу по совершенствованию Закона об иммиграции с целью предотвратить риски нелегальной миграции под видом получения образования.
«Мы видим, что часто учеба является лишь предлогом, и на самом деле эти люди не учатся, а уезжают куда-то еще, работают где-то в других странах Евросоюза. По нашему мнению, Закон об иммиграции у нас на данный момент действительно очень широк и неточен, и, по нашему мнению, такие критерии и принципы должны быть установлены гораздо более четко, как привлечь студентов в учебные заведения Латвии», — сказала представитель Минобразования Диана Лайпниеце.
Пока не поддержано предложение о запрете приглашать иностранцев тем учебным заведениям, у которых в предыдущем году была половина отказов в визах.
Министерство образования обеспокоено тем, что на престиж латвийского образования может повлиять разрешение бездумно приглашать граждан третьих стран на образовательные программы более низкого уровня.
Как и тем, что система перегружена заявлениями, которые, скорее всего, будут отклонены. Этот поток замедляет обработку документов студентов, которые планируют полноценно учиться здесь на более высоком уровне.
Источник - rus.lsm.lv