На прошлой неделе Сейм в окончательном чтении утвердил изменения в Коммерческом законе. Ключевых новшеств несколько.
Во-первых, четко расписаны требования к регистру участников, который сейчас в разных фирмах ведется по-разному. Теперь доподлинно известно, что на каждого компаньона должен быть заведен раздел с указанием его имени, фамилии, персонального кода и адреса (если он человек) или названия, регистрационного номера и юридического адреса (для юридических лиц), а также количества принадлежащих ему долей. Журнал следует вести в строгой хронологической последовательности, без исправлений и вычеркиваний. Каждый его раздел скрепляется подписью председателя или уполномоченного члена правления.
Во-вторых, для защиты руководства и собственников от жульнического смещения или захвата долей подписи на многих документах должны быть заверены нотариально или у должностного лица Регистра предприятий (как вариант — надежной электронной подписью). Тем самым теоретически уменьшается риск подачи в регистр заведомой «липы» людьми со стороны, позарившимися на чей-то успешный бизнес. В частности, ставить такой автограф надо на протоколе собрания участников ООО или совета АО, если на нем было принято решение об избрании члена правления или его отзыве, об изменениях в уставе и др.
В-третьих, поправки более четко закрепляют право первой руки за участниками фирмы: решив продать свою долю, совладелец обязан предупредить остальных о своем намерении и подождать месяц (если в уставе не указан другой срок). Партнеры за это время должны решить, хотят ли они увеличивать свое влияние или нет. Если покупателем является кто-то из нынешних совладельцев, а остальные тоже захотели оказаться на его месте, доли распределяются пропорционально их нынешнему участию. Причем если право первой руки нарушено, у компаньонов есть право выкупа сменивших владельца долей.
Пресс-служба Сейма сообщает, что все эти и другие элементы набора поправок к Коммерческому закону ограничат возможности незаконного перенятия бизнеса. Однако их эффективность ограниченна. Нотариус способен обнаружить поддельную подпись, но вряд ли остановит реального совладельца или члена правления, если тот вознамерился отстранить своих коллег. А Регистр предприятий, как и прежде, является в первую очередь регистром, а не бюро расследований. «Для защиты коммерсантов не менее важными являются оперативность правоохранительных органов и время рассмотрения тяжб совладельцев, последний момент Министерство юстиции намерено решить, передав их Елгавскому суду. Если же следователь месяц изучает факты, не налагая арест на имущество, а потом годами тянется спор, то бизнес не становится лучше огражден от атак даже при более строгом законодательстве», — заявил партнер юридического бюро Varul Валдис Бергс.
Основные моменты антирейдерских поправок
* Журнал участников придется вести в соответствии со строгими требованиями. Подать их модернизированные версии в Регистр предприятий можно до 30 июня 2015 года.
* Усилена защита права первой руки компаньонов при продаже долей одним из участников. При его нарушении они имеют право выкупа сменивших собственника долей. Новые требования справедливы по отношению к сделкам, заключенным после 30 июня 2013 года.
* В уставе можно указать, что результаты собраний участников или акционеров подтверждаются нотариально.
* Можно также прописать, что все подаваемые в Регистр предприятий заявления или прилагаемые документы к ним должны быть подкреплены нотариально заверенной подписью. Если это не сделано, требование к надежности автографа действует в ряде случаев например, при изменениях в составе правления, в уставе и др.