Особый режим для микропредприятий оказался востребованным. С 1 сентября прошлого года и до 3 октября 2011 года в Регистр предприятий и Службу госдоходов поступило 15 830 заявлений от юридических и физических лиц, а также индивидуальных коммерсантов с просьбой о присвоении им статуса плательщиков микроналога. Из них 14 728 уже одобрено.
В отчете министерств благосостояния и финансов отмечается: одна из целей введения новой системы — развитие коммерческой деятельности — достигнута: более половины плательщиков микроналога начали бизнес с нуля. Кроме того, в госструктурах учитывают, что сбор привязан к обороту фирмы. Соответственно, по мере ее развития отчисления в бюджет растут. Эта тенденция уже хорошо видна: c третьего квартала 2010 года по первый 2011-го (последняя доступная статистика) средняя сумма ежемесячно начисляемого 9-процентного налога выросла со 150 до 270 латов в квартал. А общая сумма начисленного за тот же период налога составила 2,38 млн латов.
И хотя в докладе отмечается необходимость проанализировать данные за более длительный период, прежде чем делать выводы, общая тональность документа показывает, что чиновники вполне довольны промежуточными результатами. В разговорах с представители Минфина, в частности, отмечали его благотворное влияние на борьбу с теневой экономикой. Ранее о том же говорил председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш — один из инициаторов создания особого режима для «самых маленьких». По его словам, некоторые бизнесмены ему прямо признавались: мол, раньше в бюджет они не платили ни сантима, а теперь переводят положенные 9% и спокойно спят ночью.
Магнит для соседей
Возможно, эффект от нововведения еще усилился бы, будь набор потолков не таким низким. Сегодня они таковы: годовой оборот не более 70 тыс. латов, число сотрудников — не более пяти, доход каждого из них — до 500 латов ежемесячно. Сами составители уже упоминавшегося доклада признают: нынешние ограничения могут сдерживать рост сверхмалого бизнеса и привлечение квалифицированных специалистов в мелкие фирмы из-за ограничения уровня зарплат. Да и предлагаемое Еврокомиссией определение микропредприятия выглядит гораздо щедрее: число работников — до 9, годовой оборот — до 2 млн евро (1,4 млн латов) и такой же годовой баланс.
«Думаю, рано или поздно мы дойдем до момента, когда вопрос об изменении критериев, позволяющих пользоваться льготным налогообложением, можно будет всерьез обсуждать, — заявил Янис Эндзиньш. — Не исключаю, что лимит по обороту стоило бы со временем поднять, скажем, вдвое — до 140 тыс. латов и то же самое сделать с остальными показателями: числом работников и зарплатами».
«Налог ввели в сентябре, но реально он нашел массовое применение только с 1 января. Так что сейчас оценить необходимость таких изменений сложно. По цифрам СГД мы видим: концепция оказалась вполне жизнеспособной, но должен пройти как минимум год, чтобы понять, стоит ли ее корректировать. Думаю, в 2013 году эту тему можно будет обсуждать более предметно. И если окажется, что с увеличением числа таких фирм в бюджете не образуется дыра, то государство, скорее всего, задумается о смягчении критериев», — говорит Я.Эндзиньш. Он согласился с предположением о том, что, возможно, льготный режим с менее жесткими рамками станет своего рода магнитом для малого бизнеса из Литвы и Эстонии.
Головой в крышу
«Как показала жизнь, инициативам по поддержке микропредприятий нужно время. Население постепенно поверило в эту идею и сейчас довольно активно пользуется открывшимися преимуществами. Динамика создания новых фирм — плательщиков этого налога убедительно позитивная. Поэтому, анализируя результаты первого года его действия, определенно было бы нелишним рассмотреть возможности облегчения ограничений: в том числе увеличения потолков по обороту и зарплатам», — согласился с предположением министр экономики Артис Кампарс.
Не вызвала явного отторжения эта мысль и в Министерстве финансов, хотя руководитель Департамента прямых налогов этого ведомства Астра Каляне и подчеркивает, что прямо сейчас пересматривать ограничения острой необходимости нет. «По нашей статистике, большинство микропредприятий держится в районе 30 тыс. латов годового оборота, а средний уровень зарплат в таких фирмах составляет 322 лата. Число работников у многих тоже не достигло лимита — то есть основной массе до потолка еще довольно далеко. Процент компаний, которые подобрались к нему, пока ничтожен», — сказала она .
ЛКР — против
Впрочем, у распространения льгот на более широкую аудиторию могут найтись и могущественные противники — например, в лице Латвийской конфедерации работодателей (ЛКР).
«На наш взгляд, микроналог позитивно влияет на начало коммерческой деятельности. Но изменять критерии не стоит, чтобы не терялась основная его цель — способствовать созданию нового бизнеса. Развиваясь, небольшие компании могут перейти на стандартный режим расчетов с государством», — заявила представитель ЛКР Анете Балтиня.