Вопрос об этом будет поднят на высшем уровне. Как сообщила Телеграфу министр внутренних дел Линда Мурниеце, руководство Госполиции в течение ближайшей недели должно подать свои предложения по вопросам контроля оружия.
Однако министр не считает, что по одному трагическому случаю стоит обобщать ситуацию:
— Нужно проанализировать необходимость ужесточения контроля за оборотом оружия, — считает министр.
Нужно знать мотивы покупающего оружие
Будет обсуждаться вопрос об оружии и в Сейме. Председатель Комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис высказал нам такое мнение:
— На мой взгляд, нужно выяснять, с какой целью человек хочет приобрести оружие. В законах четко указано, что человек, приобретающий оружие, должен знать, какие курсы пройти, каких медиков посетить. Но остается такой субъективный момент, как мотивация — зачем? Понятно, когда речь идет о профессиональной деятельности — работе в полиции или охране, — особых пояснений не требуется. Некоторые покупатели объясняют необходимость иметь оружие желанием защитить себя и свою семью. Но в конкретном случае со стрельбой в кинотеатре, совершенно непонятно, зачем студенту было нужно столько единиц оружия? Чем он объяснил необходимость одного ствола, второго, третьего?
В качестве примера г-н Латковскис привел Финляндию, где создана единая комиссия, которая проверяет и анализирует психическое состояние претендента на оружие.
— У них тоже были случаи, когда случайные люди попадали под обстрел в общественном месте. После этого был поднят вопрос, в чьи руки попадает оружие, — рассуждает г-н Латковскис. — Может быть, и у нас стоит создать такую структуру при МВД. При ней были бы специалисты, которые могли с помощью разных методов определять, зачем человеку понадобилось оружие: действительно для защиты или просто человек одержим оружием. Что опасно...
В течение месяца мы на комиссию пригласим экспертов из МВД, послушаем их мнение по этому вопросу.
Латвийские законы либеральными не назовешь
— Я лично не вижу причин ужесточать законодательство и даже не вижу, в какую сторону его можно было ужесточить, — заявил Телагрфу президент Ассоциации торговцев оружием и боеприпасами Геннадий Сейбутис. — Конечно, каждый подобный случай — это трагедия. Но за последние 20 лет это первый случай такого использования зарегистрированного оружия. Наше законодательство и так достаточно строгое. Нужно обязательно проходить курсы, экзамен (проверяют в том числе знание законов, техники безопасности, умение оказывать первую помощь). Каждые 5 лет нужно проходить обследование у психолога, нарколога, семейного врача. Раз в год ко мне, как владельцу оружия, приезжает участковый, чтобы проверить сейф, где хранится оружие, опрашивает соседей. Я вижу, что эта система работает.
Конечно, исключения есть из любого правила. Можно вообще отобрать у всех оружие. Но тогда государство должно взять на себя ответственность за то, что впредь оно больше никому не понадобится: не будет нападений, уличных грабежей или ограблений домов, когда воры орудуют в доме, пока хозяева спят.
Население Латвии вооружается
На начало 2011 года в Латвии было зарегистрировано 36 420 владельцев оружия, из которых 26 487 — охотники. Как отмечают в Госполиции, по сравнению с 2009-м в стране стало меньше охотников, однако возросло число владельцев спортивного стрелкового оружия и огнестрельного оружия.
В общей сложности в Латвии зарегистрировано 63 589 единиц огнестрельного оружия, в течение года это количество увеличилось уже на 1067 единиц. Из общего числа единиц огнестрельного оружия для нужд самообороны зарегистрировано 12 815 единиц (из них 12 144 — пистолеты и револьверы), что на 263 единицы больше, чем годом ранее. В качестве спортивного оружия зарегистрировано 254 единицы огнестрельного оружия, что на 28 больше, чем в 2009 году. В качестве охотничьего оружия в Латвии зарегистрировано 50 520 единиц огнестрельного оружия. В Латвии на начало года зарегистрировано также 15 спортивных организаций, владеющих 490 единицами огнестрельного оружия. На охранные фирмы выдано разрешение на ношение 285 единиц оружия. На территории страны действуют 54 тира, в которых зарегистрировано 232 единицы огнестрельного оружия.