В то же время решение о дальнейшей судьбе отстраненного генерального директора СГД Иевы Яунземе по-прежнему не принято - это будет сделано в пятницу, 13 января, сообщил новый министр финансов Арвил Ашераденс агентству LETA.
Как мы уже сообщали, предыдущий министр финансов Янис Рейрс в сентябре прошлого года возбудил дисциплинарное дело и отстранил от должности генерального директора СГД Иева Яунземе, а также поручил принять решение об ответственности и отстранении Подиньша на время проверки с учетом произошедших задержаний в налоговой и таможенной полиции СГД.
Рейрс при этом отметил: задержанные, к которым суд применил заключение под стражу, не являются мелкими клерками - инспекторами низкого уровня или рядовыми таможенниками, наоборот, это высокопоставленные должностные лица, работающими под прямым руководством директора департамента, который в свою очередь подчиняется непосредственно генеральному директору.
Как в СГД обнаружили группировку
Летом 2022 года Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) обнародовало такую версию: преступная группа, в которую входили сотрудники налоговой и таможенной полиции Службы госдоходов (СГД), с помощью фабрикации уголовного дела пыталась вымогать взятку в размере 100 000 евро у бизнесмена.
В связи с этим в конце нынешнего августа сотрудники KNAB провели обыски и другие уголовно-процессуальные мероприятия в нескольких учреждениях, в том числе в СГД.
Неофициально в качестве жертвы вымогательства назывался владелец «Stiga RM» Андрис Рамолиньш.
Среди троих задержанных по этому делу оказался начальник отдела Департамента налоговой и таможенной полиции СГД Интарс Шталбергс. Он на службе с 2018 года - в августе этого года его повысили в должности до главы Первого отдела по расследованию финансовых преступлений. Однако 26 августа Шталбергс уже был отстранен от исполнения должностных обязанностей.
Бизнесмен: акцент был на публичности
Осенью 2021 года владелец предприятия Stiga RM Андрис Рамолиньш получил сигнал о том, что против него готовится заказное уголовное дело. Через несколько месяцев Рамолиньша действительно разыскала следователь налоговой и таможенной полиции и сообщила, что против семейных предприятий предпринимателя начат уголовный процесс, - сообщает о подробностях дела Nekā personīga.
"Мне все эти условия рассказали - арестовать все, что принадлежит нам, и не как юридическим, а как физическим лицам. Обязательно надо задержать меня на 48 часов, это самое меньшее. И чтобы в момент выполнения заказа все было "слито" прессе. Самый большой акцент был на этой максимальной публичности. Потому что это может нанести вред нам, как предпринимателям", - сообщил Рамолиньш об информации, имеющейся в его распоряжении.
Это некое должностное лицо СГД изложило предпринимателю предложение - если он заплатит, сможет договориться о времени обысков и задержания и подготовиться к ним. На это потребовалось 100 000 евро.
Кто оказался "в деле"
В заключение под стражу в связи с делом о взяточничестве попала также сотрудница СГД Инита Луре, которая работала в финансовой полиции с 2005 года. В СГД она была заместителем руководителя первой части расследования.
Обыски KNAB проходили и в доме еще одного должностного лица СГД - Яниса Акментиньша. Бывший работник Государственной службы безопасности в налоговой и таможенной полиции работал следователем.
В свою очередь, предпринимателю известно, кто стоит за этим заказом - это раскрыла сама сотрудница СГД, сказав, что действует по поручению "серого кардинала" находящейся у власти политической силы. Имя конкретного заказчика предприниматель не раскрыл, ссылаясь на тайну расследования.
Прокуратура подтвердила, что в отношении предприятий семьи предпринимателя Рамолиньша действительно был возбужден сфабрикованный уголовный процесс. Прокурор в течение двух месяцев после этого отменил это незаконное решение следователя налоговой и таможенной полиции.
Генеральный прокурор Юрис Стуканс в интервью Nekā personīga также заявил, что в связи с возможными совершенными в налоговой и таможенной полиции СГД противозаконными действиями в расследовании уголовных процессов проверяется ответственность надзирающего прокурора.
"Поэтому оценивается ситуация с существующими уголовными процессами, чтобы понять как со стороны следствия, так и со стороны прокуратуры, достаточно ли мы вовлечены и не должен ли взять на себя ответственность какой-либо прокурор", - сказал Стуканс.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"