В конце прошлого года в судах первой инстанции находились 5624 дела, которые не рассматривали более года – к 100 из них не обращались более трех лет. И таких случаев становится больше: согласно исследованию, сделанному по заказу Верховного суда, больше всего дел не были сложными и запутанными – три года и дольше рассматривались мелкие мошенничества.
Ария Мейкалниша и Кристине Страда-Розенберга, авторы исследования, делают вывод: одним из определяющих факторов (для судебного разбирательства) является не тяжесть обвинения, но другие обстоятельства, например, поведение связанных с делом людей, примененные к ним меры.
В латвийской судебной системе нет механизма, который позволит снизить число отмененных и несостоявшихся судебных заседаний, — это одна из причин затягивания процессов.
Для рассмотрения процессов в судах первой инстанции, пишут исследователи, характерны период бездействия суда, недостаточно активная работа и волокита при отправке дел на рассмотрение в апелляционные суды.
Андрей Юдин, депутат Сейма и эксперт по уголовным делам, отметил, что проблема настолько сложна, что возможно делать только какие-то маленькие шаги для ускорения судебного процесса. «Суперрешения» просто не существует: можно повлиять на пытающегося увильнуть подсудимого, но что делать, если на заседании не появились свидетель или адвокат?
В МВД отметили, что благодаря реформам судебной системы в Латвии в последние годы снизилось число нерассмотренных дел. При этом представитель министерства Ирена Куциня не отрицает, что затянувшееся судопроизводство – это проблема.