Итак, на скамье подсудимых в Рижском окружном суде 26-летний, ранее несудимый Марис Броев. Таксист, почти семейный человек: имеется гражданская жена и полуторагодовалый ребёнок – сын Марк Броев. Родным помогал и, с его же слов, супруга и родители до сих пор звонят ему в заключение.
А теперь краткая фабула дела: почти год прошёл с того момента, как Марис убил совершенно незнакомого человека — молодую маму двух несовершеннолетних детишек. Убил с особой жестокостью, после чего обокрал и с телом в багажнике хладнокровно поехал на заправку – покупать бензин для... сжигания трупа. Замести следы решил. Свою задумку он реализовал в лесу за городом около бумажной фабрики «Югла»...
Из материалов дела : Марис Броев обвиняется в убийстве с особой жестокостью с последующим уничтожением трупа, а также в краже в небольшом размере. 23 мая 2009 года вечером он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находился в Риге за рулём свой автомашины Chrysler Vayager . В салоне авто он попытался получить деньги у некой Лиги Васковской, которой до этого дал 10 латов. Когда же женщина отказалась отдавать деньги, между ними вспыхнул конфликт, переросший в борьбу, в результате которой потерпевшая получила лёгкие телесные повреждения. Затем, по версии обвинения, Марис с целью грабежа задумал женщину убить. Достав лежавший в машине нож, он несколькими движениями перерезал ей горло. Васковская от полученного ранения и потери крови умерла на месте. После чего убийца обыскал карманы жертвы, откуда извлёк 10 латов. Затем он решил тело уничтожить. Для этого поехал в лес в местечко Стопини в Рижском районе. Там он вытащил труп из машины, облил его бензином и поджёг. После этого вернулся в машину и тщательно её обыскал. В салоне «Вояджера» нашёлся мобильный телефон Nokia стоимостью в 40 латов, принадлежавший убитой. Телефон убийца забрал себе, а через какое-то время продал его знакомому за 10 латов.
Потерпевшая и свидетели: "Это сплошной ужас"
Родная сестра убитой – Даце Лаува, получив слово, рассказала суду, что с сестрой они когда-то в детстве жили вместе (мама у них одна, а отцы разные). Отношения были хорошими. Лига была в разводе, но с личной жизнью у неё всё было в порядке: подрастали двое детей (3-летняя дочка Лана и 8-летний сынок), имелся постоянный друг Имант, который жил вместе с ними. Жили они, кстати, в Огре. После этой трагедии Даце оформила опекунство на дочку сестры и забрала её себе, а мальчик живёт у бабушки. (Потерпевшая с трудом договаривала свою речь из-за душивших её слёз).
Настала очередь свидетелей. Первым выступил Александр Петров – свидетель совершенно случайный. В тот злополучный вечер 23 мая он вышел с женой погулять по району. В Брекши около бумажной фабрики супружеская пара заметила в лесу нечто горящее. Подойдя поближе они поняла, что это – пылающий и уже полуобгоревший труп девушки. Александр признаётся, что зрелище было ужасным. Его жене даже стало плохо от увиденного. Они незамедлительно вызвали полицию. К слову сказать, стражи правопорядка на такой экстренный вызов ехать не спешили, оправдываясь тем, что это не их зона патрулирования. В итоге полицию около трупа супругам пришлось ждать более двух часов.
Вторая свидетельница – Сания Верзиня. Мариса лично не знает, это просто знакомый её мужа.
– Муж однажды принёс домой поддержанный телефон Nokia , рассказав, что купил его у знакомого таксиста, с которым когда-то работал в сфере строительства. Тот, якобы, сказал ему, что телефон в машине недавно забыла какая-то пьяная клиентка. Это телефон (кто же знал правду!) мы отдали нашего ребёнку, он пользовался им около двух недель. А потом нам позвонили из криминальной полиции и забрали мобильный. Больше я ничего не знаю.
Обвиняемый: "Ну, извините..."
Судья Амола предоставляет обвиняемому право высказаться. Тот вначале что-то бубнит себе под нос, затем извинился и пояснил, что он не готов устно пересказать те события. Говорит, что всё в его последних показаниях всё написано и при необходимости суд может их зачитать.
Суд зачитывает. Оказывается, накануне убийства Марис отдыхал с другом Армандом, выпивая бренди. И на следующий день он тоже пил бренди. Зачем-то сел пьяным за руль своего такси (таксистом он, кстати, работал полуофициально, то есть налоги не платил), на улице в Риге подобрал некую девушку (ту самую Лигу Васковскую). Девушка, с его слов, согласилась в машине оказать ему услуги сексуального характера за деньги. Дал ей 10 латов. Что происходило далее – остаётся тайной, но очень быстро клиентка отказалась выполнять обещание, но и деньги не отдавала. Марис решил её убить. Зарезал собственным ножом, хранившимся в машине.
– Что было главной причиной убийства? – задаёт вопрос адвокат Пушко.
– Я, правда, сейчас не могу объяснить. Там был конфликт...
– Зачем же вы сожгли тело?
– На тот момент действительно хотел скрыть следы. Потом пожалел.
В убийстве обвиняемый признаётся полностью, а вот вину свою в инкриминируемых ему преступлениях признаёт не до конца. Считает, что цели обворовывать у него не было, хотя те события помнит плохо – был слишком сильно пьян. Говорит, что чувствует свою вину перед сестрой убитой и ему искренне жаль, что так произошло.
В ходе судебных дебатов прокурор Шульска, проанализировав всё вышесказанное, посчитала обвиняемого виновным по всем статьям и попросила у суда дать ему 11 лет тюремного заключения.
Вместо морали
Напоследок слово попросила Даце Лаува:
– Мне кажется, Марис не понимает, что он наделал. Когда 4-летний ребёнок плачет и просится к маме... (потерпевшая еле проговаривает слова от рыданий), когда пять человек остались без сестры, матери, любящей женщины, дочери... Марису этого не понять. (Даце не в силах больше говорить, садится на скамью, закрыв лицо руками)
Сегодня судья Амола озвучила сокращённый приговор в этом страшном деле: признать Мариса Броева виновным по всем статьям и назначить ему наказание в виде 11-летнего срока в тюрьме с последующим 3-летним контролем полиции. Его имущество — конфисковать.