Молодой врач по имени Марис, чтобы прокормить свою семью, около пяти лет назад был вынужден покинуть Латвию и уехать в Германию. Таким образом он нарушил условия договора, согласно которому молодые врачи после окончания бюджетной группы резидентуры должны пять лет работать в Латвии, пишет Jauns.lv.
Понимая, что договор нарушен, Марис был готов добровольно вернуть плату за учебу, которая составляет примерно 2 тысячи евро в год - это около 10 тысяч евро за общий курс. Но министерство здравоохранения выставило ему счет на 30 тысяч евро.
В расходы, которые ему требовалось оплатить, были включены даже приобретение занавесок в конференц-зал и общие коммунальные платежи Рижского университета Страдыня. С подобным положением дел Марис не согласился и вот уже несколько лет пытается доказать свою правоту через суды.
По словам Мариса, медицинский факультет он закончил в 2009 году и поначалу хотел поступить в кардиологическую резидентуру, но там были доступны только платные места по 2 тысячи евро в год, а он себе такого позволить не мог. Поэтому молодой человек решил выбрать ближайшую специальность из бюджетной группы - анестезиологию и интенсивную терапию.
За время учебы число детей в семье врача увеличилось до четырех, и это усложнило его финансовое состояние - помимо резидентуры мужчина работал еще на двух работах. Однако даже получив статус сертифицированного врача, Марис понял, что обеспечить свою семью в Латвии ему не под силу - на дополнительных работах максимальное число дежурств позволяло ему заработать только 450—500 евро.
Поэтому когда Марис получил предложение поработать в Германии, то решил уехать из Латвии, хотя и за границей жизнь оказалась не сахар - налоги, коммунальные счета и аренда выше, чем в Латвии. Зато трудовая нагрузка 200 часов в месяц позволяла проводить больше времени с семьей и пособия на детей были заметно выше, чем на родине.
Почему в 3 раза больше
Адвокат Олавс Церс, защищающий интересы врача в суде, полагает, что в данной ситуации министерство не может требовать от Мариса больше, чем официальная плата за учебу. С этой позицией согласился и суд первой инстанции.
Резиденты, которые учились на университетских программах резидентуры за свои деньги в 2009/2010 и 2010/2011 академических годах, платили по 1920,88 евро в год. Несмотря на это, министерство хочет взыскать с Мариса в три раза больше, и это, по мнению адвоката, достаточно абсурдная ситуация. Получается, что те, кто учится в платных группах, платят в три раза меньше, чем стоит реальная учеба.
Министерство здравоохранения не смогло показать конкретных расчетов, откуда получилась запрашиваемая ими сумма, хотя и предоставило документы на 400 листах. Их них выходит, что из денег, которые были получены от государства на обучение резидентов, больница Рижского университета Страдыня приобрела занавески за 4 тысячи 62 евро, провела ремонт в конференц-зале за 2 тысячи евро, оплатила коммунальные платежи в размере 35 тысяч евро и закупила оборудование примерно на полтора миллиона евро.
Суд второй инстанции оказался не на стороне Мариса и не согласился с тем, что сумма обучения на платных курсах должна равняться той, что на бюджетных. Однако суд отметил, что министерство не предоставило обоснование всех запрашиваемых денежных средств. Это означает, что судебный процесс вернулся к нулевой точке отсчета - министерству дали шанс снова подсчитать расходы, которые остаются неизвестными уже в течение двух с половиной лет, пока идет судебный процесс.
Это первый судебный процесс для такого рода разбирательств и, очевидно, от него будет зависит практика по последующим делам.
Для специалистов, которых заинтересуют детали этого дела, сообщим его номер: A420273418.