В уходящем году воровским кланам так и не удалось примириться. Более того, противоречия только усилились. Главный конфликт повлек за собой цепь более мелких. Театром военных действий стала Европа. Представители протиборствующих группировок отлавливали друг друга и в жесткой форме выясняли отношения.
Воры в законе умирают быстрее, чем коронуются
Без сомнения, исторической вехой минувшего года стало неудавшееся покушение на Деда Хасана. Если бы он погиб, для многих этот год мог бы стать переломным. Но патриарх выжил и, наверное, еще больше стал ценить отпущенное время. Все быстро вернулось на круги своя. Дед поправил здоровье, сбросил несколько килограммов, спасших ему жизнь, и усилил охрану.
Поначалу всех собак повесили на Мераба Сухумского, но потом стало ясно, что заказчиков расстрела следует искать вне воровского мира. Тем не менее это происшествие еще раз напомнило всем, что Дед не вечен и рано или поздно его место займет кто-то другой. Единого кандидата на престол до сих пор не видно. Если верить слухам, что Дед Хасан назначил своими приемниками Мирона и Юру Лазаревского, то его излюбленный принцип «разделяй и властвуй» по-прежнему в чести. Во всем нужна здоровая конкуренция. При этом не стоит забывать про формального приемника Шакро – Лашу Руставского и отчаянно рвущегося к власти Эдика Осетрину. Еще есть самый активный на сегодня славянский вор из клана Деда – Вася Воскрес.
Дед Хасан озабочен «демографической» ситуацией, сложившейся в воровском мире. Hа сегодняшний день общее число известных воров в законе по всему миру составляет чуть более 400, включая больных стариков и воров, находящихся «под конфликтом». Только в этом году ушли из жизни 17 воров в законе. Трое были убиты, остальные умерли от естественных причин. Шестеро из них скончались на сроке в колониях. Большинство из покойных были сторонниками Деда Хасана, однако невосполнимой потерей для него стала гибель двух его главных «торпед» – Левы Марнеульского и Армена Каневского.
В целом с ноября 2008 года, когда Дедом было короновано сразу 11 авторитетов, но 33 вора в законе отправились на тот свет. Таким образом, на сегодняшний день смертность среди элиты уголовного мира в три раза перекрывает «рождаемость».
Под удар попали «хозяева» Краснодара
В минувшем году в России обошлось без громких задержаний. Как правило, в тюрьму садились воры средней руки, которые не делают погоды ни на свободе, ни у «хозяина». Из настоящих тяжеловесов, отправившихся за решетку в 2010 году, можно отметить только Мераба Мелию и, с некоторой натяжкой, Вову Питерского. Абсолютным хитом привлечения воров к ответственности в России по-прежнему остается 228 статья УК — 23 из 29 осужденных в этом году законников получили срок за «лекарство».
Еще нынешний год запомнился беспрецедентными репрессиями в отношении краснодарских воров, которые еще никогда не чувствовали на себе такого пристального внимания. То ли предстоящая Олимпиада в Сочи тому виной, то ли критика в адрес органов правопорядка, в результате бездействия которых Кубань прочно заняла второе место после Москвы по количеству воров в законе, находящихся на территории региона. В период с апреля по июнь были задержаны сразу пятеро законников: Луа, Саркис, Чилка, Мамед и Артур. Справедливости ради стоит сказать, что для Луа и Артура наказание получилось символическим. Еще примечательно то, что реакция правоохранительных органов на события в Кущевской так и не затронула ни одного краснодарского вора.
Зато нельзя не отметить аресты таких китов, как Тюрик и Гия Кутаисский. Правда, если им и придется сидеть, то не в России, а в Испании и Грузии, где они объявлены в розыск. Как бы то ни было, в этом году их судьба не была решена. Может статься, что кому-то из этих высокопоставленных мафиози удастся избежать скамьи подсудимых, чего не скажешь про их общего друга Шакро Молодого. 2010 год принес Шакро две новости: плохую и очень плохую. Первая – он был осужден испанским судом к 7 годам заключения, а вторая – по истечении срока наказания он будет выдан в Грузию, где заочно приговорен к 18.
Триумф Запа и афера Пзо
Самым резонансным судебным процессом в России можно назвать "дело Таро", который получил по суду 10 лет строгих лагерей. В остальном – обычная рутина. Все еще находятся в производстве дела кемеровского Саши Шамаза, ижевского Хрюши и оренбургского Рашида, обвиняемых в создании преступных сообществ. Редким особняком стоит дело алтайского Мутая, подозреваемого в организации убийства своего коронованного конкурента Вовы Узбека.
Полным оправданием и снятием всех обвинений в Чехии закончился громкий процесс по делу армянского вора Запа, которому грозило пожизненное заключение. Дело еще одного коронованного армянина — Пзо, нагревшего американскую систему медицинского страхования на 100 млн долларов, рассматривается в суде Манхэттена. Однако учитывая «звездную» репутацию адвоката Пзо и провал прокуратуры в сборе доказательств, не исключено, что чешский прецедент может повториться и в США.
Европейская полиция — лояльна
Вообще, ушедший год стал годом революции в сознании европейских блюстителей порядка, которые открыли для себя все величие и ужас не известных доселе паханов «русской мафии». В текущем году сразу несколько воров оказались за решеткой европейских пенитенциаров: Звиад и Каха в Испании, Алпасоха и Глехович в Австрии, Хмело в Чехии, Кимо в Германии, Бесо в Италии. Последний разыграл при задержании на улицах провинциальной Пескары настоящий боевик со стрельбой и погоней.
В результате общеевропейской полицейской операции из давно облюбованной Испании многим ворам пришлось перебраться в другие, не менее комфортные для проживания страны. Наряду с традиционным Дубаем, новым пристанищем для них стали Италия, Греция и Турция. Турецкий общак был создан несколько лет назад грузинскими ворами, выдворенными из страны в соседнюю Турцию. В Греции всегда было много грузин, особенно переселенцев из Абхазии. Так сложилось, что в Афинах обосновались сторонники Таро и Мераба, а в Салониках – Деда Хасана. Несмотря на различия в идеологии, греческая полиция лояльна и к тем и к другим.
О коррумпированности властей Дубая и Греции можно судить на примерах Вагона и Лаши Руставского. В первом случае задержанного таинственным образом отпустили на свободу, а во втором – даже отказались задерживать, презрев все усилия и просьбы европейских коллег.
Украинские власти проводят «профилактику»
По-прежнему высокая активность воровской братии отмечалась на Украине, которая за последние пару лет перестала быть для воров тихой гаванью. Вслед за грузинскими законниками на Украину приехали и лучшие оперативные кадры МВД Грузии, оставшиеся на родине без работы. Именно они – секрет эффективной работы по пресечению воровского элемента. В течение 2010 года на Украине было задержано 12 воров в законе, из которых только двое – доморощенные, а остальные – заезжие гастролеры. Самыми резонансными получились аресты Деда Хасана и Пичуги. Первый был депортирован сразу, а второй все еще в ожидании этой участи.
Впрочем, все операции украинских борцов с ворами в законе носят не более чем профилактический характер, потому что законодательство этой страны не предусматривает сурового наказания ни за наркотики, ни за оружие. Депортация с запретом последующего въезда — самое страшное, что может грозить на Украине непрошеному вору.
В 2011-м «откинутся» более 20 воров
В России по состоянию на конец года в местах лишения свободы находятся 93 вора в законе. По существу, эта величина всегда остается более-менее постоянной. Причиной тому — царящая в МВД «палочная система», в соответствии с которой в отчетном периоде милиционеры должны «закрыть» не меньше воров, чем в прошлом. Но и не намного больше, чтобы не испортить показатели и не осложнить себе жизнь в году следующем.
В будущем году на свободу выйдет более двух десятков воров в законе, в том числе такие известные, как Степа Мурманский, Чира, Баха-Баха, Вальтер, Гишашо, Отари, Гуджа Кутаисский, Леха Иркутский, Хусейн Слепой и Маймыш. Отдельного упоминания заслуживает Рамаз Тбилисский, вошедший в историю как первый вор, привлеченный по нововведенной в грузинский Уголовный кодекс статье за принадлежность к воровскому миру. Чтобы понять масштаб этой личности, достаточно сказать, что из 30 матерых законников, содержащихся в СИЗО-7 Тбилиси, Рамаза считают номером один и называют единственным вором, полностью соответствующим образу канонического урки. Не стоит сомневаться, что его появление на свободе не останется незамеченным.