Криминальные войны 90-х
Почему их называли «боксеры» — практически все участники ОПГ занимались боксом и были хорошими бойцами в стычках. Деньги «боксеры» доставали и легальным способом, и криминалом, устраивая разбои и вымогательства. Благодаря одному из лидеров ОПС из Туркменистана по прозвищу Архимед группировка больше тяготела к «воровским» традициям, что в целом было не свойственно группировкам в Татарстане.
На тропу войны «боксеры» вышли после того, как отбили у конкурентов из ОПС «Гэсовские» Комсомольский рынок (кстати, через несколько лет рынок у «боксеров» также «отжали» более сильные конкуренты). После этого «гэсовские» даже похитили лидера «боксеров» Стаса Оливанова и авторитета по прозвищу Расих, но рынок они все равно не вернули. Зато в ответ на похищение в сентябре 1992 года по указанию Оливанова был застрелен из обреза один из лидеров «гэсовских» – Белоус.
Даже в лучшие годы из-за малочисленности (от силы 150 человек) «боксеры» боялись открыто конкурировать с «хозяевами» города «двадцатьдевятниками», и боевые действия с их стороны носили «партизанский» характер. Однако в апреле 1998 года «боксеры» хотели убить всемогущего Рузалика, смотрящего за Татарстаном от «двадцатьдевятников». Однако по ошибке преступники изрешетили автомобиль, в котором Рузалика не оказалось (стекла были тонированными). Когда Рузалик в конце концов догадался, что за покушением стоят «боксеры», было уже поздно: ему самому пришлось скрываться от правоохранительных органов. В настоящее время он депортирован с Украины, в отношении него начались следственные действия.
Боксеры в нокдауне
После арестов «двадцатьдевятников» позиции «боксеров» в Набережных Челнах заметно окрепли. Однако насладиться триумфом им было не суждено. Над ними нависла серьезная опасность в лице предпринимателя Эдуарда Тагирьянова (после серии громких преступлений – похищение и убийство генерального директора «КАМАЗ-Металлургия» Виктора Фабера и одной из его подчиненных – Тагирьянов был пойман и в настоящее время отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы). И Оливанов, и Архимед были убиты «тагирьяновскими». После чего преступное сообщество стало распадаться. Были попытки реанимации ОПС, в частности, мафиози хотели объединиться с «гэсовскими», но, в конце концов, криминальная активность «боксеров» была подавлена. При этом большая часть бандитов легализовалась, вложив средства в торговые центры, магазины, автозаправки.
Но история группировки на этом не закончилась. Многие оказались под следствием за приключения в лихие 90-е.
Суд и приговор
Всего следователи установили 43 преступных эпизода, которые участники преступной группировки «Боксеры» совершили с 1992 по 2001 годы в Набережных Челнах, Самаре и на территории Мензелинского района: 22 убийства и покушения на убийства участников противоборствующей ОПГ «29-й комплекс». Больше половины подсудимых, которые были задержаны еще в 2007 году, дали признательные показания, по всей видимости, в надежде на то, что это будут учитывать, назначая наказание.
Подсудимым было предъявлено обвинение по частям 1, 2 статьи 210 (организация преступного сообщества и участие в нем), частям 1, 2 статьи 209 (организация банды и участие в ней), части 2 статьи 105 УК РФ (убийство), а также статье 102 УК РСФСР (убийство при отягчающих обстоятельствах).
В октябре 2010 года дело 33 участников ОПГ «Боксеры» было передано в Верховный суд РТ. По версии следствия, в период с 1992 по 2001 годы в Набережных Челнах, Мензелинском районе РТ, а также в Самаре участниками преступного сообщества на почве раздела сфер влияния совершены 22 убийства и покушения на убийства членов противоборствующего преступного сообщества «29-й комплекс». Всего сотрудники СКП расследовали 43 эпизода преступной деятельности, помимо убийств это разбойные нападения и похищения людей, многочисленные факты незаконного оборота оружия и боеприпасов. По информации следствия, на вооружении ОПС «Боксеры» находилось 26 автоматов Калашникова, 17 обрезов, 24 пистолета и револьвера, снайперская винтовка и боеприпасы, а также взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Подсудимый Бурганов получил 3 года условного режима, а подсудимого Олега Трифонова, который находился под подпиской о невыезде, взяли под стражу в зале суда. В отношении остальных подсудимых, которые не находились под стражей, но которым суд назначил реальные сроки наказания, заключение под стражу произойдет в день, когда приговор официально вступит в законную силу.
На видео: о «боксерах» и ходе процесса.