Дело юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского приобрело мировой резонанс после того, как он в 2009 году умер в тюрьме. Магнитский был арестован в 2008 году по обвинению в том, что помог главе фонда Уильяму Браудеру уклониться от уплаты налогов. Его смерть вызвала международный скандал. Коллеги Магнитского утверждали, что он вскрыл схемы хищения крупных денежных средств сотрудниками правоохранительных органов России. Фонд составил «список Магнитского», состоящий из российских чиновников, обвиняемых в смерти юриста.
Как стало известно недавно, часть денег, пути которых исследовал Магнитский, российские чиновники хранили в 6 латвийских банках, сообщает программа Nekā personīga. Поэтому материалы дела пересланы и нашим правоохранительным органам.
Более двух миллионов латов прошли через Rietumu banku, почти 6 миллионов латов – через Trasta komercbanka, ещё почти миллион – через Baltic Trust Bank (сейчас GE Money Bank), полмиллиона – через Paritāte (сейчас Privatbank), ещё более миллиона – через Aizkraukles banka (сейчас ABLV Bank).
В переводах фигурирует и Baltic International Bank. В самих банках от подробных комментариев отказались, сылаясь на конфиденциальность данных клиентов или на то, что идет проверка.
Латвийская прокуратура передала дело Hermitage Capital на расследование в Экономическую полицию. Однако там, из-за срока давности (речь идет о событиях 4 года назад) не стала начинать уголовный процесс. Комиссия рынков финансов и капитала, которая надзирает за банковским сектором, в связи с этим высказывает опасение о вхождении в латвийские банки грязных российских денег. Однако заморозки конкретных счетов и наказания для банков ожидать вряд ли стоит.
Журналист «Новой газеты» Роман Анин считает, что, скорее всего, латвийская полиция от российских коллег объектной информации не получит. По его мнению, в России не заинтересованы в расследовании, так как в деле замешаны высокопоставленные чиновники. В Hermitage Capital выбрали другую тактику: они просят у стран, где проходили сделки, заморозить банковские счета и не давать визы чиновникам, замешанным в это дело. Так, Великобритания запретила въезд 60 чиновникам, связанным с делом Магнитского. Похожий запрос в октябре рассмотрит и Конгресс США.
У Латвии пока позиция выжидательная. МИД не готов инициировать подготовку решения ЕС о запрете на въезд конкретных российских чиновников.