Также де facto напоминает: Круминьш признал, что в 2016 году, используя посредников Юриса Микелиса, Татьяну Окладникову, Эвию Фёдорову и Артиса Жигуриса тайно пожертвовал СЗК 27 500 евро. В рамках дела был задержан и мэр Юрмалы Гатис Трукснис (СЗК), но против него уголовный процесс в начале 2020 года закрыли.
«В решении ответственного прокурора Паэгле читается, что Трукснис с Круминьшем обсуждали незаконные пожертвования».
Это документ сейчас доступен в анонимизированном виде. В него включен разговор, записанный в апреле 2016 года Бюро по предотвращению коррупции и борьбе с коррупцией. В нем Круминьш с Трукснисом во время игры в карты перечисляют жертвователей СЗК. Круминьш рассказывает, которое из пожертвований - "его", сообщает передача.
В документах люди обозначены буквами, но из контекста следует, что речь идет об уже упомянутых посредниках, а также считывается, что в разговоре участвовал бывший президент Латвии Андрис Берзиньш.
[Трукснис]: «А, [человек F], вот он, где дал».
[Круминьш]: "[человек F], это мой, да".
[Трукснис]: «И [человек G] — твой?»
[Круминьш]: «Да.
[Трукснис]: "Больше ни одного из твоих нет. Президента нет...»
[Круминьш]: «Ну, я сейчас ему позвоню. Да... Я просто прошу, чтобы он от своего имени не посылал...»
[Трукснис]: "Ну, пусть он посылает, как хочет".
За словами "мой" и "твой" скрываются жертвователи, которым деньги дал Круминьш. Но версию Труксниса по этому повод выяснить не удалось", - отмечает передача. В Юрмальскую думу посетителей не пускают и отмечают, что Труксниса на месте нет. Сам мэр сообщил работникам думы, что уголовный процесс не будет комментировать, а на телефонные звонки и смс не отвечает.
В свою очередь бывший президент Латвии и депутат Сейма от СЗК Андрис Берзиньш связь с пожертвованиями Круминьша отрицает и весьма жестко высказывается по поводу предпринимателя.
"Болтун и хвастун. Я никак по-другому не могу это комментировать. Причем тут я и дурак, который не знает, что говорит, и думает, что он правитель мира. (...) У него всегда большие проекты, а потом он бегает вокруг и всякие чудеса рассказывает. Это его стиль", – говорит Андрис Берзиньш.
Прокуратура же отмечает, что сам по себе факт разговора - не доказательство вины и не основание кого-то призывать к уголовной ответственности.
Хотя в деле о финансировании партий против Труксниса уголовный процесс завершен, проблемы мэра Юрмалы с законом не закончились, отмечается в передаче.
В прокуратуре считают, что в апреле 2016 года вместе с руководителем своего офиса Ингридой Вилкарсе они подделали распоряжение о командировке в Даугавпилс, чтобы оправдать неявку на работу. Суд начнет рассматривать это дело в конце октября.
Трукснис также по-прежнему является подозреваемым и в другом уголовном процессе. БПБК продолжает расследовать, было ли пребывание Труксниса в недвижимости/квартире Круминьша и его дочери взяткой. Более подробные комментарии БПБК о расследовании не предоставляет, отмечая, что статус подозреваемого имеют три лица, однако меры пресечения никому не назначены, сообщает de facto.