Ольга Валциня, председатель правления объединения онкологических пациентов "Onkoalianse", говорит:
"Технически мы можем обеспечить то же самое, что есть в Литве, Эстонии, у нас не меньше оборудования, у нас не меньше больничных кроватей, но у нас хуже доступ к лекарствам, у нас меньше квот, у нас меньше доступ к обследованиям, но не потому, что нет оборудования, а потому что количество оказываемых государством услуг меньше реальной потребности".
На прошлой неделе латвийские профессиональные организации, работающие в здравоохранении, встретились с премьер-министром Кариньшем и министром финансов Ашераденсом. По итогам встречи они рапсространили письмо, в котором призвали политиков призывают срочно искать дополнительное финансирование, чтобы жители могли получить медицинские услуги до конца года.
Руководители больниц, например, отмечали, что из-за инфляции с нынешним финансированием медицинские учреждения до конца года не смогут оказывать услуги. Потому что тарифы не соответствуют фактическим затратам. Не хватает 53 миллиона евро. Больницы договорились, что если нужные миллионы не найдут, они будут предоставлять только платные услуги. Закрытие больниц было бы крайней мерой.
Министерства поделились
Премьер-министр Кришьянис Кариньш пообещал, что правительство найдет решение. Он поручил перенаправить на медицину финансирование из бюджетов других министерств. Самые крупные средства -- примерно 100 миллионов -- было выделено со стороны Министерства экономики. Поддержка прироста цен на энергоресурсы из-за теплой зимы не была потрачена и министерство сможет направить эти деньги на здравоохранение.
Министерство охраны среды и регионального развития также готово делиться ради медицинского обслуживания.
Марис Спринджукс, глава министерства, поясняет:
«Мы нашли 9 миллионов. У нас есть программа для украинских беженцев. Мы видим, что количество украинцев уменьшается, или их требования компенсаций уменьшается. В связи с этим деньги есть в бюджете, и, вероятнее всего, не будут потрачены, если не будет больших потрясений на Украине».
"Министерство благосостояния финансируется ещё меньше, чем Минздрав, но что-то мы нашли. Мы заинтересованы, чтобы услуги здравоохранения улучшились, так как у нас меньше расходов. Надеюсь, будет более миллиона», – отмечает министр благосостояния Эвика Силиня.
"Мы говорим о примерно одном миллионе евро, который может быть направлены", – сказал министр климата и энергетики Раймонд Чударс.
Хватит не всем
Для покрытия убытков, вызванных инфляцией, в сфере здравоохранения еще в этом году необходимо 163 млн (163 534 711). Больше всего денег нужны на больницы, компенсируемые медикаменты, амбулаторные исследования. Необходимо финансировать также практики семейных врачей и отдавать деньги на стоматологию для детей.
Расчеты "Nekā personīga" свидетельствуют о том, что найденные средства составляют большую часть недостающей суммы. Однако они не покрывают полностью все насущные потребности.
Артур Шилов, радиолог, председатель правления Ассоциации молодых врачей, говорит:
"Этот вопрос от политиков постоянно звучит: "Скажите, что будет, если мы дадим эти деньги?". Это удивительно. Потому что Министерство здравоохранения и Национальная служба здравоохренения все это показывают – где недостаток на данный момент. Точно можно сказать не будет компьютерной томографии, ультрасонографии. Магнитный резонанс уже недоступен. Уже 5 месяцев и будет 12 месяцев, если округлить. С сентября, это довольно большая вероятность, что не будет этих медицинских услуг. Со стороны можно сказать, что ничего, подождем сентября, и тогда политики сами поймут. Тогда, когда это не будет доступно ек каждому пятому, а всем жителям, может быть, тогда политики поймут. Но это был бы открытый нигилизм по отношению к жителям".
компьютерная томография – очереди нужно ждать 52 дня
ультрасонография – в очередь нужно ждать 91 день
ядерный магнитный резонанс -- 156 дней.