Чем еще известен погибший: он вошел в пятерку сильнейших на чемпионате мира в Италии по карате, тренировал таэквондистов, занимался кикбоксингом.
В связи с этим убийством напоминается, что в 1995 году Яхшимурадова и самого обвиняли в убийстве двух авторитетов в Москве. Но были предположения, что его арест имеет скорее имеет политический характер — ведь он тогда сотрудничал с таджикской оппозицией.
Деньги «Таджикнефти», общак и стрельба
В 1995 году в Москве Яхшимурадову предъявили обвинение в убийстве двоих чеченцев — авторитета Зангиева (Мурика) и некоего Арсамикова. Оба были убиты 5 июля 1994 года днем в офисе фирмы «Экопром» (пр-т Мира д. 70). При этом двое сотрудников фирмы и семилетний ребенок были ранены. Мещанская межрайонная прокуратура Москвы возбудила по этому факту уголовное дело по ст. 102 «з». Однако расследование на год было приостановлено.
5 июля 1995 года вице-президента концерна «Тадж-Ал» 28-летнего Шухрата Яхшимурадова пригласили зайти в МВД Таджикистана в Душанбе. Там его задержали. Через несколько дней, когда Яхшимурадова вели на первый допрос, к конвоирам подошли российские автоматчики (около 10 человек) и увели предпринимателя с собой, а позже с военного аэродрома его доставили в Москву.
31 июля в «Матросской тишине» Яхшимурадову предъявили обвинение в убийстве двоих чеченцев «из-за личных неприязненных отношений». При этом, по словам адвоката, следствие нарушило ст. 51 УПК России, не дав защитнику и подследственному времени на прочтение материалов обвинения. По словам адвоката Юрия Свирина, у его подзащитного не могло быть неприязненных отношений с потерпевшими, поскольку он видел из них только Зангиева, да и того — только один раз.
Из материалов уголовного дела известно, что летом 1994 года 1994 года Яхшимурадов прилетел по делам фирмы в Москву, где у концерна «Тадж-Ал» есть дочернее предприятие «Таджикнефть». В 1993 году оно поставила торгово-закупочной фирме «Экопром» алюминий на 300 млн рублей и не получило за это деньги. «Экопром» не отказывался оплатить поставку алюминия, но денег в течении года так и не перечислил. Яхшимурадов созвонился с президентом «Экопрома» Павлом Шишковым и попросил вернуть деньги «Таджикнефти». Затем Яхшимурадову позвонил Мурик, якобы представляющий интересы Шишкова, и предложил встретиться.
При встрече авторитет сказал Яхшимурадову, что Шишков ничего не должен «Таджикнефти», поскольку «он много платит в общак». Но Яхшимурадов ответил, что проблемы погашения долга должны решаться только между поставщиками товара и должниками. На что присутствовавший при встрече Шишков якобы сказал: «Встаем и идем за автоматами». Правда, с автоматами никто не вернулся...
Сам Яхшимурадов утверждал, что к убийству не причастен. Его адвокаты настаивали на такой версии: задержание бизнесмена могла иметь политическую подоплеку, поскольку он активно финансировал таджикскую оппозицию, состоял в международной неправительственной организации «Международная амнистия», базирующейся в Лондоне, а также в международном Фонде Агахана, который помогал жертвам политических репрессий.