Сегодня суд продолжит рассмотрение второго из них, на процесс вызван экс-финансовый директор Alstom Latvia Юрис Лацис. В суде ранее начали и сейчас продолжат зачитывать протоколы его предыдущих допросов (их всего 5). Протоколы стали зачитывать по просьбе прокурора Мариса Леи, который после допроса свидетеля заявил, что тот противоречит своим прежним словам. Обвинитель насчитал 9 существенных противоречий.
Свидетель сам, тем временем, не смог дать ответы на некоторый вопросы, указав, что ранее высказывал предположения, а не констатировал факты. Кстати, помогает ему давать показания адвокат Освалд Свиланс.
Напомним, как считает обвинение, чиновников подкупали, чтобы в конкурсе на реконструкцию гидроагрегатов Плявиньской ГЭС, побеждало именно предложение предприятия Alstom Power Sweden AB.
О «совершенно законных договорах»
Выступая в суде, экс-президент Latvenergo заявил, что договоры с компанией Alstom соответствовали законным критериям. На реконструкцию Плявиньской ГЭС был объявлен конкурс, затем предложение Alstom Power Sweden AB было признано наиболее выгодным, так что с компанией заключили договор.
По словам Карлиса Микельсонса, от процедуры закупки никто не уклонялся и вице-президент Мелько не склонял его принять решение в пользу Alstom. Благоволение к фирме других работников Latvenergo тогдашний президент концерна тоже не заметил. Решение принимали все вместе, достигнув консенсуса.
Судя по показаниям Микельсонса, сумма довора с Alstom была снижена на 2,14 млн евро. В конце концов она достигла примерно 32 млн евро.
Договор между предприятиями был заключен 9 ноября 2006 года. Потом были претензии и со стороны Alstom, и со стороны Latvenergo. По словам Микельсонса, были проблемами со сроками, однако позже стороны заключили мировую, как он считает, в пользу Latvenergо.
Карлиса Микельсонса просили, зачем, по его мнению, Alstom было нужно предприятие Energy Consulting, ведь у самого шведского предприятия есть представитель в Латвии — Alstom Latvia. На это свидетель не смог ничего ответить — не знал. Что же касается договора о консультациях, Микельсонс показал: он не знал о нем до своего ареста.
«Деньги в машине кто-то забыл»
Согласно обвинению, бывший вице-президент Latvenergo Айгар Мелько получил от Alstom 444 500 евро наличными. Обвинение по этому эпизоду также предъявлено бывшему техническому директору производства Latvenergo Гунару Цветкову — он получил 183 000 евро.
А передавал деньги от «клиента» — директор компании Energy Consulting Андрей Ливанович.
В деле есть любопытный момент: спорные деньги в машине обвиняемого Мелько. При задержании тот заявил: он не знает, откуда банкноты появились в его авто, так как он оставлял транспортное средство в аэропорту на несколько дней.
Однако у следствия есть доказательства, подтверждающие обвинительную версию: в компьютере у Ливановича была обнаружена таблица, в которой было указано, как делить деньги, полученные от договора по консультациям Alstom. Кроме того, доказательствами служили показания свидетелей и записи телефонных разговоров. Но это еще не все: получение последнего платежа фиксировалось на видео-записях.
Электронка, прослушки, инициалы
Что важно: самому Карлису Микельсону в эпизоде Alstom обвинений не предъявлено. Прокурор Марис Лея закрыл уголовный процесс в этой части против него, так как не было достаточных доказательств. В «таблице Ливановича» имя Микельсонса не появилось, показаний против него не дал ни один из допрошенных, а на взяточных банкнотах, изъятых при обыске у Микельсонса, не нашли отпечатков пальцев или ДНК взяткодателей.
О связи экс-президента Latvenergo с «эпизодом Alstom» свидетельствуют только некоторые письма по электронной почте и запили телефонных разговоров. Однако, по мнению прокурора, они дают основания лишь для «слабых подозрений». Но этого недостаточно, чтобы предъявить обвинения и отправиться с ними в суд.
Скандал с «прослушками Балаклейскиса»
О том, что Карлис Микельсонс хотя бы знал о платежах Alstom, свидетельствуют фрагменты прослушек, которые в прошлом году «слил» экс-следователь KNAB Руслан Балаклейскис.
Из записей, опубликованных на Pietiek.com, следует: платеж Alstom фирме консультанта Ливановича в 2010 году задерживался. Но, когда он, наконец, был получен, то Ливанович сообщил Микельсонсу, что «в полном объеме получил то, что уже и не надеялся получить от своего бывшего работодателя». «О, Боже!» ответил Микельсонс.
После этого Ливанович попросил Микельсонса, «если можно, тогда их [»Alstom»] действительно так посвободнее пропустить» и рассказать «Айгару о большом подвиге моего бывшего работодателя», и , «если вдруг Гунар придет с какими-то хозяйственными инициативами, пусть твой коллега не начинает его тормозить». Перед этим Ливанович информировал Микельсонса, что о получении платежа рассказал «Гунару» и просил, «чтобы он стал дружелюбен и конструктивен». Можно сделать предположение, что в данном случае речь шла о Мелько и Цветкове. И Микельсонс обещал это сделать.
Но защита экс-президента Latvenergo призывает эти «прослушки» всерьез не воспринимать.
«О чем люди только не болтают по телефону»
Адвокат Карлиса Микельсонса Эгон Русанов пояснил kriminal.lv: его клиенту по этому эпизоду дела даже и сказать нечего.
— Что-то доказывать должно обвинение, а не мы, — говорит юрист. — Впрочем, если человек и обсуждал что-то о деньгах по телефону, это ни о чем еще не говорит. Мали ли, о чем люди говорят по телефону?..
И что касается основной части «дела Latvenergo», то адвокат Эгон Русанов настроен скептически:
— Мы уже сомневаемся, дойдет ли это дело до суда вообще. Вполне возможно, что и нет. Ведь расследование длится уже 3 года. Для Карлиса Микельсонса отменены все ограничения, все меры пресечения. Да, по закону теперь расследование может длиться до 15 лет. Но в законе сказано и том, что следствие должно быть закончено «в разумные сроки».
А то, что происходит у нас, по словам адвоката, дает основания для обращения в Европейский суд по правам человека.
— Что мы и сделаем — рано или поздно. Органы, мягко говоря, немного оплошали, — резюмирует ситуацию защитник.
«Это политический заказ»
Сам Микельсонс неоднократно заявлял журналистам: его задержание летом 2010 года изменило его жизнь. Однако бывший президент Latvenergo считает, что это было большим недоразумением. О роли коллег в этом деле он ничего не знает.
— Не знаю, не знаю, и думаю, что это просто какое-то недоразумение, что он [Мелько] взял деньги у Alstom. Я в этом не уверен, — заявил Карлис Микельсонс в разговоре с журналом Ir.
На вопрос, зачем Ливанович сообщал ему о получении платежа от Alstom, Микельсонс ответил, что такого разговора не помнит.
Общий вывод экс-главы «Латвэнерго» такой: все дело Latvenergo он считает политическим заказом.
За взятки на 5 млн обвиняются пятеро
Напомним, Генеральная прокуратура предъявила обвинение главным фигурантам по делу о взятках должностных лиц Latvenergo. Под суд пойдут пятеро.
Прокуратура не называет имен, но адвокат Эгон Русанов подтверждает: обвинение предъявлено и его клиенту, бывшему президенту Latvenergo Карлису Микельсонсу.
Речь идет о конкурсе при реконструкции Рижской ТЭЦ-2. Троим обвиняемым вменяется «превышение служебных полномочий с корыстными целями и взяточничество в крупных размерах по предварительному сговору». Одному — пособничество в превышении служебных полномочий и торговля влиянием. И ещё еще одному — пособничество в торговле влиянием.
Преступные эпизоды, как считает обвинение, произошли с 2007 по 2010 год. За победу в конкурсе конкретного предприятия должностным лицам Latvenergo была предложена взятка в размере 5,432 млн. латов.