Д. работал на таможне - проверял поезда, приходящие из Белоруссии. Был он на службе и 14 октября 2018 года, когда как раз пришел состав из 57 вагонов с каменным углем. За проверку поезда специальным сканером была ответственной сотрудница Л., а будущий истец Д. не должен был заниматься сканированием. Однако он, не предупредив Л., нажал кнопку сканера "on" (включить), не нажав перед этим кнопку "wagon", как требовалось по инструкции.
Л. заметила это очень быстро и уже через секунду (по данным сканера) нажала кнопку "off", а затем снова нажала "on", пытаясь заставить сканер включиться. Однако это не помогло, для оживления сканера понадобилось гораздо больше времени. В итоге этот поезд уехал, оставшись не проверенным.
Судя по пояснениям Д., и его коллеги Л., таможенник хотел сам провести сканирование поезда. Он утверждал, что давно работал на этом посту, поэтому много раз видел, как это делается.
Однако в отчете комиссии указано, что Д. не сделал другие важные действия, которые должны были предшествовать сканированию. Например, не предупредил по громкоговорителю, что начинается процедура и все должны отойти (в зоне работы рентгеновских лучей не должны находиться люди). В общем, Д, действовал спонтанно, нарушил несколько правил, из-за чего поезд так и остался не просканированным.
Стоит отметить, что специфика сканера на таможне такова: возобновить его работу после неудачного запуска можно только после того, как в зону сканирования проедет ещё один поезд.
В общем, действия Д. были засчитаны как превышение служебных полномочий, причинившие государству существенный ущерб. Ведь в непроверенном поезде могло быть все, что угодно, а сканирование считается одним из самых эффективных методов борьбы с контрабандой.
Д. настаивал, что это его коллега плохо исполняла свои обязанности - её просто не было на рабочем месте, когда во второй раз объявили о прибытии поезда. Поэтому он был вынужден вмешаться. Работе сканера помешало именно то, что она не вовремя нажала кнопку "off".
Тем не менее, Резекненский районный суд в своем решении от 3 марта не нашел оснований отменять наказание для Д. Вину таможенника в происшествии посчитали доказанной.
Для специалистов, которых заинтересуют детали этого дела, сообщим его номер: A42-00763-20/43