Вывод денег через подарки
Эти «дела о подарках» — это по сути одно из сюжетных ответвлений гражданского дела между старыми и новыми владельцами банка. В качестве обеспечения иска на 62 миллиона латов было арестовано имущество Валерия Каргина и Виктора Красовицкого. В результате под арестом оказались их наличные средства, недвижимость, доли капиталов, банковские вклады и платежи, полагающиеся от третьих лиц, к примеру, проценты по депозитам.
Обеспечить иск удалось далеко не на всю сумму. Однако вклады в Parex banka на 20 млн латов были арестованы. После решения суда, проценты с них стали отправляться не на счета Каргина и Красовицкого, а к судебному исполнителю.
И вот, экс-банкиры попытались деньги «вынести через заднюю дверь», считает нынешнее руководство банка.
Произошло это путем заключения дарственных договоров с детьми экс-банкиров. Так, 19 мая Виктор Красовицкий заключил договор дарения со своим сыном Георгием Красовицким. В собственность последнего перешли два депозита в Parex banka на общую сумму в 9 миллионов латов и процентной ставкой в 20% годовых. На следующий день Георгий Красовицкий попросил банк перечислять проценты на его счет.
Похожая сделка состоялась 13 июня между Валерием Каргиным и его сыном Рэмом. Валерий Каргин подарил ему вложенные в банк полтора миллиона латов, также под 20%.
Эти договоры банк оспорил. Сами экс-банкиры не считают, что сделали что-то незаконное.
На днях оба суда завершились решениями. Неделю назад дарственная Рему Каргину была признана недействительной с момент подписания. Сегодня суд вынес решении и в деле о дарственной в семье Красовицких. Обошлось без сюрпризов: иск банка был полностью удовлетворен, договор отменен с момента заключения.
За «детские деньги» ещё будет борьба
Представитель новой администрации Parex banka адвокат Агрис Битанс заявил kriminal.lv, что его клиенты, конечно, будут довольны решением. Он подчеркнул, что деньги все это время находились на счетах в банке. Речь шла скорее о формальном регулировании: если деньги принадлежат Валерию Каргину, значит они находится под арестом в рамках «большого дела Parex» и проценты с них зачисляются в счет обеспечения иска.
Однако представляющий ответчиков адвокат Угис Грубе, в свою очередь уверен: решение суда будет обжаловано.
— Хотелось бы посмотреть аргументацию суда. Но мы настаиваем: эти средства не были арестованы. Это был депозиты, а не вложения в банк, — сообщил нам г-н Грубе.
Откуда появилась претензия на 62 миллиона
Свой иск новое руководство Parex banka обосновывает выводами из результатов юридических и финансовых исследований, которые по заказу банка провели финансовые консультанты латвийского и международного масштаба: бюро адвокатов Herbert Smith LLP (Лондон), аудиторская компания KPMG LLP (Лондон) и бюро присяжных адвокатов Eversheds Bitаns (Латвия).
Одновременно в рамках данного иска банк требует от Каргина и Красовицкого возмещения убытков в связи с нарушением заключенного в ноябре 2008 года Договора вложения.
Как можно понять из предыдущих заявлений, путем подачи иска в суд и ареста имущества банк пытается уклониться от выплаты экс-владельцам процентов по их вкладам в субординированный капитал. Эти вклады, как считает новое руководство банка, крайне невыгодны для учреждения. Претензии к ним были озвучены по результатам ревизии Госконтроля.
Было констатировано: даже после перехода банка в собственность государства экс-владельцы должны были получать примерно 380 000 латов в месяц в виде процентов по вкладам в субординированный капитал банка. То есть сохранилась крайне благоприятная для г-д Каргина и Красовицкого ситуация, которая существовала с середины 90-х. А именно: согласно депозитным договорам, заключенным еще в 1995 году, основателям выплачиваются дивиденды в размере 24% в год — и так 37 лет.
То есть фактически владельцы и руководители банка получали ежемесячную зарплату и не платили с нее никаких налогов. Кроме всего прочего, упомянутые вкладчики имели право в любой момент увеличивать или уменьшать сумму вкладов, а также переводить вклады в любую свободно конвертируемую валюту, а сами проценты по вкладам ежемесячно и регулярно зачислялись на счета вкладчиков, словно зарплата.
Валерий Каргин только по процентам в 2007 году получил минимум 3,35 млн латов, а в 2008-м — 2,52 миллиона. Суммы, выплаченные Виктору Красовицкому, составили 1,24 млн латов и 0,76 млн латов, а вот его спутница жизни Нина Кондратьева в 2007 году получила 2,1 млн латов, а в 2008-м — 1,67 миллиона.
Иск был подан 30 июля 2010 года.
Дело рассмативает судья Гвидо Унгурс.