Почему для сотрудников KNAB допустимы вещи, за которые полицейские давно расстались бы с погонами?..
Сколько в KNAB «сливщиков»?
— В KNAB отнюдь не один сотрудник сливает информацию, а несколько, — считает депутат Элксниньш.
А как еще можно истолковать такой факт: сразу после того как начался скандал, ему позвонил некий известный телевизионный журналист и попросил прокомментировать утечку данных по «делу Latvenergo». При этом было названо имя уже подозреваемого сотрудника бюро...
Даже исходя только из этого ясно: отстраненный сотрудник — далеко не единственный, кто сливал информацию о делах бюро.
Косвенно подтверждается это и тем, что СМИ, в том числе портал pietiek.com, продолжают публиковать разоблачения по громким уголовным делам, ссылаясь на свои источники в бюро.
«Почему для KNAB законы не писаны?»
-— Мы живем в правовом государстве. В теории, все должны действовать на основании закона, включая депутатов и уж тем более борцов с коррупцией. Но почему законность действий KNAB вызывает множество обоснованных сомнений? — заявил в интервью kriminal.lv Андрейс Элксниньш. — Очевидно, что у этой структуры есть связи с определенными политическими партиями, людьми. При этом, судя по тому, что приходится слышать в беседах от сотрудников других правоохранительных органов, утечки — это еще цветочки. Коррупция, фальсификация материалов, прослушка судей по важным делам...
Есть решения суда, которые KNAB просто не выполняет. К примеру, о выдаче дел. Есть попытки повлиять на людей, которые должны давать показания. Ну а что касается утечек... Согласитесь, в контексте KNAB это слово уже стало нормой. Хотя, по нашему мнению, такого просто не должно быть.
По словам г-на Элксниньша, такая вседозволенность грозит многими неприятностями государству в целом.
Latvenergo «слили» неспроста
Депутат считает, что «сливы» по делу Latvenergo начались не случайно. Основная причина, по его мнению, сводится к следующему: следователь видит, что перспективы раскрыть дело у него нет. Поэтому выдается порция информации наружу, чтобы поддерживать интерес общества к конкретным делам, показать, какие его фигуранты «плохие». Но при этом возникает вопрос: из каких побуждений это делается и в чьих интересах?
— Если оглянуться немного назад, то получается, что каким-то странным образом все утечки тем или иным образом либо служили для спасения престижа конкретного учреждения, либо были выгодными правящей политической группировке. Трудно поверить, что «дело Latvenergo» может быть исключением. Я все же больше склонен думать, что и в этом случае руководящими стали либо какие-то политические интересы, либо желание KNAB доказать полезность и эффективность своего существования и сейчас, и в будущем, — считает г-н Элксниньш.
Как с этим бороться? Г-н Элксниньш отвечает так:
— Это должны произойти изменения — и в законах, и в самом бюро. Мы инициировали поправки к Закону об оперативной деятельности. Плюс когда утверждали в должности нового начальника KNAB Стрельченка, много говорилось о том, что бюро должно стать независимым от премьер-министра (сейчас именно премьер контролирует его деятельность, что стало причиной многих проблем для прежних шефов — Лоскутова и Вилнитиса). Нужно пересмотреть и отбор сотрудников, а также увеличить бюджет бюро. Те прибавки, которые были утверждены в этом году, просто смешные.
Хронология скандала
В начале апреля портал pietiek.com опубликовал расшифровки телефонных разговоров между, предположительно, бизнес-консультантом Андреем Ливановичем, представителем французского энергоконцерна Alstom Power и бывшими руководителями Latvenergo Карлисом Микельсонсом и Айгаром Мелько в 2010 году. Последние двое подозреваются в корыстном злоупотреблении служебным положением и отмывании денег. (Подробнее о содержании бесед см. «Что на пленках по «делу Latvenergo»).
После этого руководство бюро решило разыскать сотрудника, который слил материалы в прессу. Таковой был найден. Его имя официально не разглашается, но, по неофициальным данным, речь идет о следователе Руслане Балаклейскисе. О нем известно немного: работает в бюро около пяти лет, до этого служил в Госполиции в Латгальском регионе. В прессе упоминался в связи с тем, что принял решение прекратить уголовный процесс о засекреченном договоре между Международным аэропортом «Рига» и авиакомпанией Ryanair.
Как сообщил прессе генпрокурор Эрик Калнмейерс, установить того, кто сливал материалы, было сравнительно легко: на него дали наводку сами материалы, опубликованные на портале. Точнее, неточности, которые в них содержались.
Сейчас следствие выясняет, кто еще мог быть вовлечен в цепочку распространения информации. По данным начальника KNAB Ярослава Стрельченка, это могут быть должностные лица, но, судя по всему, не из бюро. Речь идет о чиновнике, который не только не работает в KNAB, но и вообще не является частью правоохранительной системы, пояснил г-н Стрельченок. Как материалы попали к нему – сейчас это выясняет следствие.
Вчера же стало известно: сотрудник, сливавший информацию, скорее всего, не отделается административным наказанием. Сейчас по факту утечки начат уголовный процесс, отстраненный борец в коррупцией уже находится в статусе подозреваемого.
Что на пленках по «делу Latvenergo»
Это фрагменты расшифровки телефонных разговоров между, предположительно, бизнес-консультантом Андреем Ливановичем, представителем французского энергоконцерна Alstom Power и бывшими руководителями Latvenergo Карлисом Микельсонсом и Айгаром Мелько в 2010 году, опубликованные на портале pietiek.com.
Прослушанные правоохранительными органами разговоры дают представление о закулисной стороне сделки с Рижской ТЭЦ-2.
Судя по всему, взяточные деньги отмывались через консалтинговые фирмы на 3,79 млн евро. Предоставляло эти услуги инженерных консультаций швейцарское предприятие AF Coleco, зарегистрированное в месте проживания Ливановича в Марупе.
При этом путь денег был непрост: 31 марта Ливанович звонил представителям Alstom, напоминая, что 22 февраля выслал компании счет за консультации и оплатить его нужно в течение 60 дней. Он даже высказывает опасение, все ли в порядке с проектами в других странах, так как прочитал, что трое членов совета Alstom UK Holding Ltd. тогда были арестованы по подозрению во взяточничестве.
27 апреля представитель Alstom позвонил, чтобы спросить, есть ли какие-то вопросы. Ливанович спросил: «Ребята, где мои деньги?» Позитивного ответа не было. Он предупредил, что не будет сотрудничать, пока не получит пояснений, почему нет денег. Пообещал встретиться с Карлисом (возможно, Микельсонсом).
Представитель Alstom заверил, что шведское отделение перечислит деньги. Далее он позвонил еще раз, чтобы подтвердить: Alstom Hydro Sweden утвердило счет Ливановича, и деньги перечисляются в Швейцарию для дальнейших транзакций.
Напомним, в связи с возможными противозаконными действиями должностных лиц Latvenergo в период с 2006 года по июнь 2010-го KNAB 14 июня 2010 года начал уголовный процесс о преступных деяниях, связанных со злоупотреблением служебным положением в корыстных целях, взяточничеством и легализацией преступно нажитых средств в крупных размерах, совершенных в организованной группе. Возможные преступные деяния связаны с публичными закупками и реконструкционными работами.
В рамках уголовного процесса были арестованы экс-президент Latvenergo Карлис Микельсонс, бывший вице-президент Latvenergo Айгар Мелько и предприниматель Андрей Ливанович, позднее они были освобождены под залог.
KNAB вменяет подозреваемым легализацию более 1,2 млн евро преступно нажитых средств.