Драка обещала быть интересной – обе стороны имели колоссальный и уникальный опыт участия в подобных мероприятиях. Но дело ограничилось битыми стеклами на первом этаже, вялой стрельбой из травматики и парой взорванных светошумовых гранат. Оборонявшиеся, по заведенной традиции, полили две сотни идущих на приступ «свободовцев» из пожарного гидранта, на этом дело и закончилось.
Освобождение здания Министерства было санкционировано «Советом Майдана». Уже в четверг его должны вернуть чиновникам. Впрочем, не все были согласны с этим. Андрей Сенченко, народный депутат, вышел после шутрма из здания прихрамывая. И начал раздавать интервью публике. При этом врал, не краснея и не смаргивая, почему-то считая собравшихся журналистов идиотами:
— Почему хромаете?
— Да так, ничего, просто на ногу наступили. Никакой войны не было! Так, просто, покричали друг другу лозунги.
— Почему вы освободили здание?
— Так решил совет Майдана, здание передадут обратно чиновникам. Хотя, это Министерство никакой пользы Украине не приносило. Здесь не помогали крестьянам, а вымогали у них взятки.
Вскоре пресса переместилась в изгаженный и залитый водой вестибюль министерства. Зеркальные стекла бюро пропусков были расстреляны из травматических пистолетов – внутри кто-то заперся и оборонялся. По углам зала валялась мокрая грязная одежда, еда и множество строительных касок, расколотых мощными ударами дубин. Эти следы сражения нисколько не смутили пана депутата, и в шестом по счету интервью Андрей Сенченко уже договорился до того, что никакого штурма не было, а были «обычные учения», «проверка бдительности». Мимо один за другим проходили слегка потрепанные соратники из «Общего дела», неся в руках связки одеял. Шли они в недавно освобожденный от милиции «Дом Украины», где их обещали разместить в тепле и вообще душевно принять. Судя по тому, что на эту ночь в Киеве обещали чуть ли не 30 градусные морозы, предложение было не лишено актуальности.
Националисты освободили захваченное здание
А в 200 метрах от этой драмы, на самом Майдане, никто ничего не заметил. Там по прежнему в клубах морозного пара стоят сотни людей – слушают выступления ораторов, спивают песни. Подходим к изящной женщине средних лет. Оксана Михалат, преподаватель в ВУЗе, говорит, что она представительница киевлян, и готова стоять здесь до победы-перемоги:
— Мое поколение, которое выросло в Советском Союзе, а потом ощутило дух свободы хоть и формально независимой Украины, будет стоять до конца. Конечно, мы хотим в Европу, хотим, чтобы наши права и свободы никто не мог забрать одним росчерком пера — подпольно, решением Конституционного суда, Верховного суда... Власть сейчас не хочет принимать закон об амнистии для всех задержанных, тайно украденных. Идут переговоры, но мы нынешней власти уже не верим. И закон об амнистии должен стать только первым шагом. Мы ждем, что будут пересмотрены конституционные поправки. Должна быть парламентско-президентская форма правления. На данном этапе — мы ждем отмена института президентства. Все президенты, которых мы выбирали в независимой Украине, оказывались хуже предыдущих…
По мнению Оксаны, в затишье последних дней чувствуется «рука Кремля», который не хочет обострений перед Олимпиадой. При этом, запала у людей хватит простоять здесь до сентября. К осени, дескать, лидеры обещают кардинальные изменения в политическом устройстве страны.
В помещениях здания министерства
Михаил, инженер из Житомира, тоже считает, что отставки Азарова недостаточно:
— Буду стоять до полной отставки всего правительства — как кабинета министров, так и президента. Отставка Азарова — это очередная уловка власти. Люди уже ей не верят и будут стоять до конца, чтобы добиться своего.
Догоняем девушку в медицинской маске с подносом бутербродов – их раздают на Майдане бесплатно.
— Не лень вам на морозе с лотком бегать?
— Ну я же волонтер, — пожимает плечами Юлия из Киевской области. — Вот волонтером и буду работать до победного конца. Это мой вклад в борьбу. Что такое победа? Полная перезагрузка власти. Она должна стать народной. Ну и конечно, амнистия, освобождение всех задержанных и арестованных. Власть должна быть народной, а не та, что пришла преступным путем.
Несмотря на все уступки последних дней, люди продолжают оставаться на майдане. И это становится проблемой не только для действующей власти, но и для лидеров оппозиции. Перед очередным заседанием Верховной Рады журналисты спросили Виталия Кличко, до каких пор будет стоять Майдан.
— Даже если будет принят закон об амнистии в нашей редакции, что мы скажем людям, — развел руками депутат. — Спасибо, вы можете спокойно расходиться? Это будет очень сложно.