Сегодня на скамью подсудимых в Рижском окружном суде по этому делу сели двое обвиняемых – 24-летний Максим Косецкий и его более опытный, ранее уже судимый товарищ — 40-летний Алексей Большаков. Зал был полон полицейских и родственников убитого Гатиса Пурвиньша. Суд под председательством Лаумы Штейнерте благополучно начал процесс.
Мотив убийства: парень имел машину и наличку
История начались таким образом: 24-летний Гатис вернулся из Англии, куда ездил на заработки. Проживал с родителями и младшим братом в Бауске. Там он устроился на работу в строительный магазин, познакомился с девушкой Илоной и начал с ней встречаться. Жизнь шла своим чередом. Пока в один момент не свела его с ровесником Максимом Косецким – они вместе работали в магазине. Максим, жалуясь на денежные трудности, одолжил у Гатиса 200 латов.
Далее, как следует из текста обвинения, события разворачивались следующим образом:
Максима позже уволили, про обещание вернуть долг он забыл. Гатис неоднократно напоминал экс-коллеге, что тот должен с ним рассчитаться, и однажды пригрозил обратиться с заявлением в полицию. Это для Косецкого было наиболее нежелательным – ведь на тот момент он находился в розыске за другое преступление. И тогда ему пришла мысль, как избавиться от настойчивого кредитора. Просто убить его. При этом ограбив, отняв принадлежащую ему BMW 525 и наличные деньги.
За помощью он обратился к старшему товарищу Алексею Большакову и совместными усилиями они разработали план.
Начали с того, в конце июля прошлого года стали посылать SMS на телефон Гатиса Пуриньша с предложением встретиться в Риге. Чтобы, якобы, вернуть долг.
Тем временем Большаков уже созванивался с потенциальным покупателем в Литве, куда планировал отогнать украденную машину,
«Он упал на мою машину, кровь била из него фонтаном»
Гатис поверил бывшему товарищу и согласился на встречу. В итоге 28 июля 2010 года стало последним днём жизни молодого человека.
Около часа дня он подъехал в назначенное место, где его уже ждали Косецкий и Большаков. Они подготовились основательно – с собой взяли большой нож и газовый пистолет, переделанный под боевой. "За деньгами нужно съездить за город к знакомому", — под этим предлогом они заманили Гатиса в Стопиньскую волость, куда он сам их и отвёз.
На лесной дороге водителя попросили остановить машину и выйти поговорить.
— Я ехал с дочкой по той дороге в свой выходной, — поделился с kriminal.lv сегодня в суде полицейский Марис А., — обратил внимание на подозрительных мужчин. В руках у одного из них был пистолет. Но всё выглядело спокойно, мы поехали по своим делам.
Примерно в это время Большаков достал нож и ударил им Пурвиньша в верхнюю часть живота – видимо, хотел попасть сразу в сердце, но не удалось.
Смертельно раненный Гатис, находясь в шоковом состоянии, бросился бежать. В общей сложности он пробежал около 200 метров через лес, пока добрался до заасфальтированной дороги. Там из последних сил он начал останавливать машины, но все водители проезжали мимо.
И лишь один остановился. Им оказался тот самый полицейский Марис.
— Парень фактически упал на мою машину, залив её кровью, у него была очень серьёзная рана, кровь била фонтаном. Я начал расспрашивать, кто его ранил и как выглядят эти люди. Он успел лишь сказать, что их звали Макс и Лёша, после чего ему стало совсем плохо. Я сразу вызвал врачей и передал ориентировки коллегам.
Преследователи, увидев, что случайный водитель помогает Гатису, бросились наутёк. Но далеко убежать им не удалось – со всех сторон их окружила полиция — подозреваемых скрутили и задержали.
К сожалению, Пурвиньша спасти не удалось – он скончался на руках у медиков в машине скорой помощи.
Родители убитого: «20 тысяч не вернут нашего сына!»
Потерпевшим в данном уголовном деле выступает лишь один человек – отец убитого Зиедонис Пурвиньш. Хотя рядом с ним присутствует и мать погибшего – Велга. Потерпевший считает, что суд должен приговорить убийц к высшей меры наказания – пожизненного заключение. Плюс – выплаты моральной компенсации в размере 20 000 латов.
— Это сложно объяснить, что значит для матери потерять родного сына, — сдерживая слёзы, поделилась в перерыве Велга. – У Гатиса девушка была, он нас недавно с ней познакомил, Илона. Тоже в Бауске живёт. Они были такой хорошей парой, думали вместе в Англию поехать.
— Для моей дочери это настоящая трагедия, ведь это были её первые серьёзные отношения с молодым человеком. Вот уже год прошёл, а она всё никак не может отойти, — подключилась к разговору мама 18-летней Илоны.
Промежуточный финиш
Обвиняемые полностью признают свою вину и попросили суд рассматривать дело без проверки доказательств, т.е. без допросов потерпевшего и свидетелей. И с заявленной денежной компенсацией они тоже согласны, правда, как будут её выплачивать – не известно.
Прокурор Лидия Цируле попросила у суда сделать небольшой перерыв, чтобы внести в текст обвинения изменения.
Следующее заседание состоится завтра, 15 июня.
Как поделилась с нами прокурор, пожизненного за одно убийство она просить у суда не сможет. Но попросит наказать обвиняемых тюремными сроками от 13 до 17 лет.
На фото справа: обвиняемые Максим Косецкий (сверху) и Алексей Большаков.