Надо признать, что высокие технологии и «чирикание» в сети, в сочетании с «прогонами», «малявами» и баландой, производят сильное впечатление.
Сietuma dziive уже выложил несколько фотографий, снятых в стенах тюрьмы. Лиц арестантов на снимках не видно, зато фоторепортаж со всей наглядностью показывает: как смастерить электрический нагреватель воды из крышек от кофейных банок.
Блогeр рассказал, почему нужно затачивать ложки («Хлеб дают, колбасу можно купить, а ножа нет. Затачиваем ложки», — поясняет Cietuma dziive).
Показал заключенный и как выглядит прогон («Ищут корешей, собирают инфу о новоприбывших», — поясняет пользователь).
Интересная деталь: после 22.00 заключенные при помощи маленьких зеркал смотрят через щель под дверьми — так они следят, чтобы надзиратели не нагрянули с проверкой после отбоя. В это время «вся тюрьма достает свои телефоны и начинает звонить». Мобильные телефоны и Интернет, которые в тюрьме закрытого типа теоретически запрещены, фактически есть в каждой второй камере, пишет Cietuma dziive.
Как попадают в Централ
Cietuma Dziive напоминает: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Вот, вас, к примеру, задержали. Что дальше?
Ты сидишь в участке, допрос, вечером — этап на так называемое «седьмое небо». Это камера на седьмом этаже — КПЗ. Там ты проводишь ночь и утром отправляешься в суд, который, возможно, определит вам содержание под стражей. Дальше — снова в КПЗ, а утром — этап в Централ. Здесь собирают всех заключенных, перед тем, развезти по другим тюрьмам. Обычно везут в бусе человек 20.
Но вот вас привезли на место и все. Свободная жизнь осталась с той стороны. Обычно санкцию дают на 2 месяца — их вы проведете в Централе.
Сначала вас поместят в маленькой вонючей камере, построенной в 60-х годах. В полу дырка (это туалет). Скамеек нет, сесть негде. Все курят, вокруг синий дым. Это место называют «вокзальчик». Там в первые утренние часы вы начинаете знакомиться с окружающими. Через пару часов всех вызывают для проверки личности. Потом вызывают на «шмон» — проверку вещей и тела на наличие запрещенных предметов. Тех, кого «обшмонали», по одному отправляют в другой «вокзальчик»... В общей сложности на все это уходит около 10 часов. Вы, вместе с остальными, дожидаетесь последнего и отправляетесь в другой корпус на карантин.
В карантине все под роспись получают: матрас, две простыни, подушку и наволочку. Ещё дают 2 алюминиевые миски и ложку. Ну, и конечно, рулон туалетной бумаги (раз в месяц), зубную щетку (меняют раз в год) и половинку куска мыла (тоже раз в месяц пополняют).
Чтобы «общак» знал, что за люди
О том, как начинается тюремная жизнь для новичков, блогер Cietuma dziive делиться личными впечатлениями:
Камера в карантине оказалась на 14 человек. Всюду грязь, туалет в полу (параша). Тут же следует первый вопрос: «Как по жизни?». Наш блогер, к примеру, ответил, что «все ок». Стали выяснять: не левый ли он... Далее ему указали, куда положить вещи и предложили присесть к столу и «чиф». Он сначала и не понял, что это крепкий чай. Попробовав этого невкусного напитка, блогер спросил: «А зачем его пьют вообще?». Ему объяснили: «Улучшает настроение».
Пару часов все обсуждали, кто за что «въехал», а затем наверх по «коню» (система «канатных дорог» — тюремная почта, прим. авт.) информация о новичках отправилась дальше. Чтобы «общак» знал, что за люди.
Ночью блогера Cietuma Dziive вырвало от чефира. Утром его ждала первая баланда.
Дальше было посещение опера (полицейского, который распределяет, кому где сидеть) и заключенный отправился уже в свою настоящую камеру.
Мужики, пацаны, левые
— Не всех, кто здесь сидит, стоит «грести под одну гребенку», — пишет блогер. — Расскажу, как происходит разделение заключенных. Первое разделение производят опера, когда отправляют сидеть к определенным людям. Если среди родственников есть полицейский или сам работал в структурах внутренних дел, тогда сидеть человек будет с себе подобными. Адвокаты, полицейские, пожарные, охранники сидят отдельно, потому что в других камерах им конец.
Есть зеки. Они сидят в отдельном корпусе. Это заключенные, которые уже были в зоне и в очередной раз что-то натворили.
Есть, конечно, и первоходы. Они тоже в отдельном корпусе. Стоит отметить, что первоходом может быть и тот, что попадает в тюрьму в четвертый раз. Просто он до зоны ещё не доходил. Обычно первоходы тянут время до суда, чтобы их сразу отпустили. Потом они опять попадают в неприятности и снова попадают к первоходам.
Зеки и первохододы делятся на мужиков, пацанов, левых. Есть ещё козлы и крысы
Мужики — более взрослые зеки/первоходы, которые не участвуют в движняке (сидят спокойно). Пацаны — самая активная группа. С «конями» что-то мутят с утра до вечера.
Дальше идут левые — таким стать проще всего. Что-то сделаешь не так и ты уже левый. Для них в тюрьме жизни нет. В их камеру дороги (почта — прим. авт.) не идут, они не могут ни с кем связаться. Статус левого — это как бан на draugiem.lv.
Стать левым — это вопрос секунды. Например, если сказал что-то не то в другой камере. Тогда присылают «конем» маляву и говорят, что на тебя помочились. Все, ты теперь левый. Можно, например, встретившись с человеком, не спросить, как по жизни и попросить сигарету. Если ты что-то берешь у левого, то сам в итоге становишься левым. Поэтому всегда как только встречаешь незнакомого человека нужно спрашивать: «Как по жизни?».
Потом идут козлы. Они могут сидеть и в камере левых, и в нормальных. Но их всегда бьют. В принципе, их бьют даже левые, потому что козлы кого-то предали. Не важно, на воле или в тюрьме. Но если ты только попал в тюрьму и в прогоне, который обойдет всю её территорию, будет сказано, что ты козел, то тебе конец. Как только прогон вернется в камеру, откуда его послали.
Крысы — это те, кто что-то украл уже в тюрьме. У них тоже весьма паршивые шансы с кем-то договориться и остаться в чьей-то камере надолго. С таким человеком никто не хочет находиться.
Ну вот, таково разделение арестантов. Ничего скрыть про себя нельзя. Все, что про тебя нужно знать, будет знать вся тюрьма. Даже, если поедешь на зону, все равно никуда не спрячешься. Из зоны звонят в Рижский централ и спрашивают, кто ты такой.
Цитрамон от всего
— Расскажу немного о здоровье и врачах здесь, — пишет блогер Cietuma Dziive. — Тут как-то в камере умер человек. Вышел на прогулку, по дороге назад зашел в туалет и упал. Как в таких случаях делается, прокричали, что человеку плохо, и весь этаж (около 30 камер) начал стучать щетками по металлическим дверям. Шум был действительно очень большой... Дежурный появился через 47 минут.
Сначала наорал на всех, потом понял, что человек умер, и понизил голос. Ещё через 15 минут приехали врачи и констатировали смерть.
Наверное, сердце остановилось, потому что он и раньше ходил по врачам (хотя их только формально можно назвать врачами), просил, чтобы ему вызвали настоящего доктора (сам бы его оплатил), но ему запретили.
Что бы у тебя не болело, АБСОЛЮТНО ВСЕ лечится цитрамоном. Не дай Бог, у тебя какая-то атипичная аллергия или что-то ещё. Если ты скажешь, что ничего не болит, выкинут из кабинета. Если будешь спорить, дежурный воспользуется стеком и за сопротивление — 5 суток карцера. У тебя может быть любая болезнь, хоть рак — все равно цитрамон.
Но, в любом случае, до кабинета врача путь очень длинный. Если у тебя не температура 40, нет смысла писать заявление — все равно выздоровеешь, до того, как вызовут.
Вообще, здесь по любому поводу нужно писать заявления, которые по утрам собирают. В принципе, их должны рассматривать в течение 10 дней, но если каждый день не будешь писать, то и через 10 дней никуда не попадешь.
Если заболит зуб, то это конец. К зубному врачу не попадешь раньше, чем через 2 недели. И единственная его функция — это вырывание зубов на доисторическом аппарате в нестерильных условиях...
Промежуточный финиш: за «твитты» блогер ответит в карцере
Представитель Управления мест заключения Инара Макарова прокомментировала сетевую активность Cietuma dziive так:
— Борьба с мобильными телефонами в тюрьмах ведется каждый день, однако проблема все равно существует. В прошлом году в тюрьмах было изъято 3304 мобильника, до 1 мая этого года — 1420.
Что касается конкретного пользователя Твиттера, то уж известно, из какой тюрьмы пишет заключенный. Действия администрации тюрьмы будут такими же, как и в случаях, когда у заключенных забирают запрещенные предметы, — указала Макарова.
На вопрос, какой наказание грозит нарушителю, Cietuma dziive ответил в микроблоге: конфискация телефона и 15 суток карцера.