Первый наказан за смелость высказать собственное мнение об общей ситуации, второй — за попытку успокоить население. Кажется, не таких результатов мы все ожидали...
Что делают полиция и прокуратура
В настоящий момент расследованием «дела Maxima» занимается 74 следователей, над которыми надзирают 4 прокурора. Генеральный прокурор Эрик Калнмейерс заверяет, что, вопреки сомнениям общества, следствие идет быстро. Более того: в расследовании «уже вырисовался круг подозреваемых». Правда, кто попал в этот список, пока не говорится.
И об экспертизах. Эрик Калнмейерс пояснил: с ними спешить не стоит, так как они должны быть проведены качественно. В противном случае, когда дело дойдет до суда, обвиняемые смогут оспорить ее результаты и выводы обвинения.
В свою очередь, начальник криминальной полиции Андрей Гришин на минувшей неделе рассказал депутатам парламентской комиссии по запросам: следственный эксперимент в Maxima может быть проведен в конце марта, а первые экспертные заключения появятся осенью.
Как пояснил Гришин, сейчас строители занимаются укреплением конструкций магазина, чтобы полицейские и эксперты могли полноценно собирать доказательства.
Гришин при этом не исключает: из дела могут быть выделены отдельные процессы, например, «об эвакуации, которой не было». Ведь, как известно, охрана в магазине не отреагировала на сигнализацию — люди не были эвакуированы, что ставит вопрос о халатности ответственных лиц.
В общем, следствие у нас — дело не быстрое.
Как Мартиньш Шицс остался без зарплаты
Тем временем уже оказались наказанными люди довольно неожиданные.
Начнем с пожарника. Казалось бы — его-то за что? А вот не скажите...
Через несколько дней после трагедии в интервью телеканалу TV Kurzeme сотрудник ГПСС Янис Сенькайс признал: в Лиепае службы не были бы готовы к такому ЧП. В ответ его возмущенное начальство начало дисциплинарное дело. К спасателю применили достаточно строгое наказание – выговор.
Ещё один наказанный — это замначальника Службы неотложной медицинской помощи Мартиньш Шицс.
Вспомним первые двое суток после обвала: тысячи людей мечутся, беспокоясь о судьбе своих близких, обрывают официальные телефоны, пытаясь прояснить ситуацию. Однако руководство «скорой помощи» и представители госполиции отвечают: до окончательного прояснения список погибших разглашаться не будет.
Благодаря Мартиньшу Шицсу имена погибших все же стали известны в тот момент, когда это было нужно. За это он и поплатился: Шицса отстранили от должности, начали служебное расследование и лишили зарплаты на время «служебки». Причем, по его мнению, внутреннее расследование затягивается намеренно. Тем временем он вынужден жить на свою небольшую пенсию.
Пресс-представитель Службы неотложной медицинской помощи Илзе Букша комментирует «дело Шицса» так: проверка продолжается и сроки ее окончания весьма туманны.
Что сейчас с самой Maxima?
По словам пресс-секретаря торговой сети Яниса Бесериса, сейчас в магазинах Maxima проводится детальный аудит инструкций по безопасности с привлечением независимых экспертов.
До окончания аудита принято решение немедленно эвакуировать людей в случае, если в каком-то из магазинов торговой сети сработает «тревожная кнопка».
Однако простые кассиры сети сообщают: на деле все выглядит несколько иначе.
«Нас проинформировали об аварийных выходах и сказали, что эвакуироваться мы можем только после разрешения охранника. Это значит, что наша жизнь зависит от некомпетентных работников службы охраны – ведь ни у одного из них нет даже специального сертификата. Они все юнцы – большинству немногим больше 20 лет», – заявила кассир Зигрида в разговоре с порталом kasjauns.lv.
Cолвита, тоже сотрудница Maxima, пояснила: работников долго инструктировали, как действовать в чрезвычайной ситуации, освободили аварийные выходы и даже повесили табличку с телефонными номерами специальных служб.
— Но при этом всем объявили, что если звучит аварийный сигнал, то надо продолжать работать до тех пор, пока охранник не даст отмашку на эвакуацию», – отметила Солвита.
Добавим: все это происходит на фоне глухого недовольства сотрудников Maxima системой оплаты труда. К примеру, уже упомянутые работницы пояснили: у них масса вопросов. Прошло два месяца после трагедии в Золитуде, но даже следствие, на которое руководство сети теоретически должно было бы оглядываться, не смогло что-то изменить. Ни у кого из работников нет четкого понимания — ни о своей зарплате, ни о системе бонусов.
— Мне всегда было интересно – вот что такое премия? И где, в конце концов, моя зарплата?.. Никто до конца в этом так и не разобрался. Но, в общем, какие у меня условия есть, в тех сейчас и работаю, – подводит итог Зигрида.
Солвита также говорит о странных премиальных:
— Из-за этого трудно понять истинный объем зарплаты. Интересно, почему Служба госдоходов делает вид, что ничего не происходит? – задала напоследок риторический вопрос Солвита.
Для справки
Напомним, обрушение крыши в торговом центре Maxima в рижском районе Золитуде произошло 21 ноября прошлого года, тогда погибли 54 человека, 40 получили ранения.
В тот вечер обрушилась одна из стен здания и крыша в торговом центре. По информации Государственной пожарно-спасательной службы Латвии, основной удар пришелся на кассы и овощной отдел. Когда на место ЧП приехали спасатели и начали разбирать завалы, рухнула еще одна стена.
В субботу 23 ноября во время проведения спасательных работ произошло повторное обрушение части крыши, никто не пострадал.
Операция по поиску и спасению людей продолжалась более 90 часов. В ней принимали участие несколько сотен спасателей. Трое спасателей погибли во время второго обрушения. Сотни волонтеров работали на месте ЧП обеспечивая людей горячей едой, напитками и теплыми вещами. Также на месте работали психологи — добровольцы.
Через несколько дней после трагедии премьер-министр Валдис Домбровскис заявил, что берет на себя моральную ответственность и уходит в отставку. Президент Латвии Андрис Берзиньш назвал случившееся «массовым убийством невинных людей».