Зачем появились удочки
По мнению обвинения, события в 2002 году разворачивались следующим образом. Тогда еще самый крупный землевладелец Латвии Гатис Сакнитис задолжал некоему Геннадию Матвееву большую сумму денег. Так как долг он не отдавал, закладная была передана в третейский суд. Не желая расставаться с деньгами, Гатис Сакнитис обратился в полицию с заявлением, что документ фальшивый. Но экспертиза доказала, что закладная подлинная.
Против Гатиса Сакнитиса было возбуждено уголовное дело о даче заведомо ложных сведений. Но тем временем гражданское дело закончилось мирным договором: Гатис Сакнитис встретился с Матвеевым и отдал ему одно из своих владений в Адажской волости — дом «Сакниши».
Однако дом Сакнитис так и не освободил. Там продолжали дежурить его охранники. А жена Гатиса Сакнитиса начала высказывать претензии: ей принадлежит половина дома, и она Матвееву ничего не должна... Через некоторое время Геннадий Матвеев явился в дом со своими охранниками, выставил из дома охранников Сакнитиса и поставил своих.
Еще через какое-то время в полицию Саулкрасты было внесено заявление, где было сказано, что охранная фирма Pārsla-apsardze во главе с Геннадием Матвеевым вынесла из дома множество ценных вещей на сумму около 31 000 латов. Позже выяснилось, что не только документы, подтверждающие принадлежность вещей, поддельные, но и количество перечисленных вещей абсурдно. В частности, в документах было написано о пропаже 1000 удочек, 3600 блесен и других вещей в неимоверных количествах. (По слухам, на допросе Гатис Сакнитис сам заулыбался, когда услышал про тысячу удочек.)
Уладить все дела в суде Сакнитису, по мнению следствия, помог Алвис Авотс, ныне сообвиняемый Машиной. За это ему было обещано 4000 латов. Именно Авотс, по версии обвинения, подделал акт об осмотре дома, который заставил подписать нескольких людей. В числе прочего он несколько раз подделывал подпись Эвии Сакните на фальшивых накладных на товары общим числом 14 и в исковом заявлении.
Как «разруливали» дело в суде
Немного о г-не Авотсе: бывший сотрудник ОБХСС, он достаточно часто упоминался в СМИ главным образом в связи с «делом Харитонова». (Авотс был коммерческим директором фирмы Геннадия Тованцева, и на него якобы физически воздействовали харитоновцы. Хотя сам Авотс это отрицал.)
Г-н Авотс, как указано в деле, познакомился с судьей Латгальского предместья Дианой Машиной на каком-то торжестве у впоследствии отставленного со скандалом судьи Капаршмитса... Алвис Авотс подал от имени Эвии Саните гражданский иск против Геннадия Матвеева и фирмы Pвrsla-apsardze в суд Латгальского предместья Риги. Попал он к судье Машиной, и истец попросил судью «обеспечить иск» на 27 920 латов. Машина же, как сказано в обвинении, «не отстранилась от ведения дела, хоть перед этим созванивалась с Авотсом не менее 17 раз», а приняла такую меру обеспечения, какой в законе вообще не было. И в практике раньше не встречалось. Она... восстановила «права Эвии Сакните на пользование имуществом». То есть практически предписала новым хозяевам из дома уйти, а прежним — снова в нем поселиться.
Суд над судьей: небыстрый
Что еще интересно: поначалу, когда всплыла эта история, г-же Машиной вообще ничего не сделали. Ее решение об «обеспечении иска» Рижский окружной суд отменил, но она продолжила работать. Несмотря на то, что ранее против нее уже возбуждалось дисциплинарное дело, и тоже об «обеспечении иска», принятого с нарушением закона. Тогда руководство вынесло Машиной не очень суровое наказание: выговор... Судья Машина подала в отставку «по собственному желанию» лишь 30 марта 2006 года.
Суд долго не мог начаться — то из-за болезни обвиняемых, то из-за занятости адвокатов.
В течение всего процесса свою вину подсудимые отрицали.
Первый приговор по этому делу был вынесен 9 сентября 2008 года. Диана Машина получила два с половиной года условного лишения свободы с проверочным сроком на такой же период и денежным штрафом в размере 20 минимальных зарплат (3200 латов). Прокурор генпрокуратуры по расследованию особо важных дел Алдис Пундурс посчитал, что полученный судьей срок не отвечает совершенному ею злодеянию. Он приговор обжаловал.
Однако Верховный суд проигнорировал требование обвинителя и отказался отправить коллегу за решетку: 24 марта сего года было решено оставить приговор первой инстанции в отношении Машиной без изменений. При этом дело её сообвиняемого Алвиса Авотса было выделено в отдельное производство в связи с состоянием его здоровья.
На фото: Гатис и Эвия Сакнитисы, Диана Машина.