Рядом с учителем Монголом
Два с половиной месяца организм Япончика сопротивлялся смертельной ране, но чуда не произошло. По слухам, за несколько часов до смерти его отключили от аппаратуры искусственной вентиляции легких, сообщает «Прайм-крайм».
Япончик умер в том же Онкологическом центре на Каширском шоссе, где провел свои последние дни бывший вор в законе Геннадий Карьков по кличке Монгол, в банде которого Иваньков начинал свою криминальную карьеру. И в один день с разницей в 9 лет со своим ближайшим другом, вором в законе Дато Ташкентским, также скончавшимся на больничной койке.
С самого начала было понятно, что последним приютом для Иванькова, может быть только Ваганьковское кладбище — там уже похоронена его мать.
За всю историю этого мемориального погоста на нем было похоронено всего два вора в законе. История первого из них, кстати, бывшего по слухам, «крестным отцом» Японца, полна драматизма. Тогдашнего «смотрящего» за Москвой, вора-всесоюзника Валериана Кучулория по кличке Песо, смерть которого до сих пор окутана тайной, похоронили в могиле, предназначенной для погребения погибшего в Афганистане воина-интернационалиста. Узнав об этом, общественность, уже почувствовавшая на пике горбачевской перестройки вкус демократических свобод, подняла такой шум, что труп Кучулория пришлось извлечь и перезахоронить на Домодедовском кладбище. Однако на этом его злоключения не закончились. Однажды ночью гроб с телом Песо был отрыт во второй раз и увезен в неизвестном направлении.
Вторым «законником», упокоившимся на Ваганьково, стал Станислав Нефедов по кличке Слава Бакинский, который умер от передозировки наркотиков в Земле обетованной. Ни его авторитет в воровском мире, ни причина смерти не были чем-то из ряда вон выходящим, что могло бы оправдать его заслуги лежать на Есенинской аллее.
Вячеслав Иваньков станет третьим представителем элиты криминального мира, похороненным на кладбище, где покоятся гении и народные любимцы России.
Убийство и три версии
Криминальный авторитет так и не смог оправиться после ранения, полученного в результате покушения 28 июля этого года на выходе из ресторана «Тайский слон» на Хорошевском шоссе.
Единственный выстрел в Японца был произведен из снайперской винтовки Драгунова калибра 7,62 мм. Киллер использовал стандартный патрон 7Н1 весом 13 г, сделав на пуле крестообразный распил, чтобы заставить жертву помучиться. Попав в тело, пуля раскрылась, как цветок, образовав 4 лепестка, которыми нанесла страшные раны. Кроме того, у обработанной напильником пули смещается центр тяжести и при попадании в тело она изменяет траекторию и, словно по спирали, проходит через весь организм, повреждая ткани и кости. Эксперты установили, что диаметр входящего отверстия составлял 8,5 мм, а выходящего — 17,7 на 9,5 см. Пуля прошла по телу Иванькова 16,2 см, а киллер стрелял с расстояния около 75 м. У раненого развился гидростатический шок, после чего образовалась волна, которая своим давлением поразила окружающие ткани.
Разговоры о непрофессионализме киллера, имевшие место в ряде СМИ, не имеют под собой никаких оснований, — считает «Прайм-крайм». — Чтобы судить о мастерстве исполнителя, нужно было побывать на месте преступления. Во-первых, обзор стрелку загораживали деревья, пешеходная зона, проезжая часть Хорошевского шоссе, а также автомобили, плотно припаркованные у тротуара. Кроме того, Вячеслав Кириллович был далеко не богатырского роста и шел в сопровождении нескольких человек. У снайпера было всего несколько секунд, чтобы поймать мишень в перекрестье прицела, пока она покрывала ничтожное расстояние от входа в ресторан к своему автомобилю. Расчет наемного убийцы, целившегося не в голову или сердце, а в живот, сводился к тому, что жертва плотно поужинает в ресторане. Тогда ранение в брюшную полость вызовет мучительную и неизбежную смерть. В тот вечер Иваньков не ел, а только пил чай, но, конечно, убийца не мог этого просчитать.
Круг подозреваемых, если не для следствия, то уж, во всяком случае, для самого Япончика и его сторонников, был сужен до минимума. Во-первых, знать о точном местонахождении Иванькова мог ограниченный круг лиц. По оперативным данным, в тот вечер Япончик находился в ресторане в компании одного из приближенных людей Деда Хасана. Во-вторых, дерзость и жестокость покушения не оставляла сомнения в том, что это не простое устранение конкурента, а сведение счетов, возможно, месть. Конечно, врагов у Япончика немало, но всех способных бросить ему такой вызов он должен был знать в лицо.
На сегодняшний день всерьез рассматриваются три версии. Первые две – диаметрально противоположные – лежат на поверхности и сводятся к участию Иванькова в конфликте воровских кланов на стороне Деда Хасана. По одной из версий, его хотели убрать люди Тариела Ониани, в частности, в числе организаторов покушения называют имя вора в законе Мераба Сухумского. По второй – свои, чтобы обвинить в этом Тариела Ониани и спровоцировать кровавую бойню. В этом случае с гибелью Япончика у Деда Хасана не останется никого, равного ему по влиянию, и вся полнота власти будет сконцентрирована в одних руках. Во-вторых, смерть крестного отца «русской мафии» не оставит в стороне славянских «законников», которые до сих пор не вмешивались в конфликт и сохраняли нейтралитет. Расчет был на то, что «славяне» тоже будут втянуты в войну, а значит, ослабят противника и сами потеряют много сил. В-третьих, перед лицом воровского сообщества у Деда Хасана будут развязаны руки, чтобы навсегда покончить с конкурирующей группировкой Ониани.
Третья версия не связана с «профессиональной деятельностью» Иванькова. Согласно ей, Япончик, опираясь только на свой личный авторитет, вторгся с собственными бизнес-проектами в сферу, где все уже давно поделено. Несмотря на отговоры коллег по воровскому цеху, Иваньков вознамерился стать крупным игроком на рынке стройматериалов Подмосковья, который давно контролируется азербайджанскими и чеченскими преступными группировками. В пользу этой версии говорит характер покушения, ведь для мусульман Япончик не является авторитетной фигурой. К тому же было установлено, что винтовка, из которой был произведен выстрел, была на вооружении федеральных войск во время контртеррористической операции в Чечне. Кстати, недавнее убийство вора в законе Андрея Голубева по кличке Скиф, по оперативным данным, тоже имело не воровскую, а коммерческую подоплеку – криминальный авторитет погиб из-за разборок, связанных с торговым центром «Щелковский».
Самое интересное, что покушение на Иванькова – это, безусловно, сенсация, но далеко не единственная. Примерно, за месяц до выстрела на Хорошевском шоссе Иваньков и Усоян были привлечены к уголовному делу, пока в качестве свидетелей, возбужденного по факту вымогательства. Речь идет о споре акционеров знаменитого завода «Восход». Как это нередко бывает, реальные владельцы предприятия, не желая светиться, доверили управление активами третьим лицам. А те, в свою очередь, по прошествии времени, обретя силу, предпочли об этом забыть. Тогда первые, не найдя законных способов вернуть свое имущество, обратились к услугам воровских арбитров.
После покушения на Япончика Дед Хасан долгое время скрывался в Абхазии. Известно, что туда к нему приезжали «воры в законе», в частности, его племянник, Тимур Мирзоев. В связи со смертью Вячеслава Иванькова ожидается возвращение Деда Хасана в Москву, который обязан проститься со своим соратником. По оперативным данным, похороны Япончика намечены на ближайший вторник.
Версия адвоката: раздел сочинской Олимпиады
Еще одну версию о причинах убийства высказал адвокат Япончика Марк Крутер. По его мнению, Иванькова убили из-за Олимпийских игр в Сочи. Иваньков отдал Игры деду Хасану, сообщает NewsRu.com.
«Но грузины взбрыкнули и заявили, что Сочи всегда был их территорией. Слава сказал им: был Сочи вашим, стал нашим. Несколько лет назад возник вопрос, кто из воров будет курировать Сочи-2014. Там же миллиарды. И Слава решил поддержать дедушку Хасана. Его убили из-за Олимпиады в Сочи. Он вообще поддерживал интересы всех людей, всех воров, кто не связан с грузинами. Во всех сферах. Он был против всех этнических группировок», — заявил адвокат.
Однако отнесемся к словам адвоката с некоторым скепсисом — он ведь уже выпустил роман «Я защищаю Япончика». У него сейчас хорошие возможности сделать продолжение. Ниже — несколько цитат из его интервью GZT.ru.
По словам Крутера, Иваньков был человеком неординарным, «глубоко начитанным, интеллектуальным: читал по 14 часов в сутки». «Мог говорить на любую тему, у него был обширный круг общения, с интеллигентными людьми, каждый из которых попадает в список лучших людей России. Он читал художественную литературу, он занимался самообразованием, потому как в юности ему не пришлось получить достойное образование. Знал зарубежную классику и естественно — российскую. С ним было прекрасно общаться», — говорит адвокат.
В криминальном мире, по словам адвоката, он «прекрасно вел диалог, умел договариваться. Практически все его решения были жизненными и обжалованию не подлежали. Он умел решать вопросы без крови и оружия, когда были какие-то споры среди конфликтующих сторон».
Как рассказал Крутер, многие деятели культуры обращались за помощью к Япончику – «был круг вопросов, который мог решить только он». «Он обладал умением договориться по таким щепетильным вопросам, по которым было совершенно глупо обращаться в наши правоохранительные органы, которые всегда серьезно буксовали, а уж в те времена и подавно. Органы наши бы решали это все годами, а Иваньков решал все эти вопросы в часы. И он решал эти вопросы всегда. И в 70-е, и в 80-е, и в 90-е», — говорит адвокат.
Воровской кодекс Иваньков чтил строго. По словам Крутера, Япончик «активно боролся с грузинскими ворами, лаврушниками, как он их называл». «Он всегда ужасался: посидел полгода в тюрьме и стал вором в законе. Цена вора в законе была полмиллиона – миллион долларов США. Он всегда говорил им: какой ты вор, да ты и нар еще почувствовать не успел. Он их гонял. И те затаили обиду на него. От них и пришла угроза», — считает адвокат.
По версии адвоката, в одной из тюрем у Япончика случилась поножовщина с грузинскими ворами, и ему решили отомстить. Так как стреляли в промежность, явно не просто убить хотели, а «опустить», чтобы помучился. Крутер уверен, что Япончика заказал Тариел Ониани.