Лично для себя дама требует от экс-полицейских (или государства) 4000 латов в месяц.
Чтобы отстоять свои требования, потерпевшая готова дойти до Европейского суда по правам человека. Она уверена, что деньги получит.
Сегодня это дело продолжает рассматривать Рижский окружной суд, куда вызваны свидетели.
«За смерть в участке отвечает государство»
По словам представителя потерпевшей вдовы адвоката Саулведиса Варпиньша, за гибель бизнесмена должны заплатить либо обвиняемые, либо государство.
— Государство должно защищать своих граждан, тем более, в таком месте, как участок полиции. И не имеет значения — вас туда забрали пьяным или трезвым. Если в итоге человек погиб — это на совести тех, кто его по закону должен был защищать.
— Поэтому, если суд решит не взыскивать всю требуемую сумму с обвиняемых, мы выдвинем иск к государству и дойдем до Европейского суда по правам человека, — поясняет защитник потерпевшей. — Если говорить языком гражданского процесса, то в данном деле государство является соответчиком.
Г-н Варпиньш возмущается не только приговором суда первой инстанции, но и самим ведением дела. Убийство произошло в 2007 году. С тех пор длятся следствие и суды по этому делу. Причем из-за смены судей апелляцию рассматривают дважды.
— То, что с произошло, — это просто абсурд. Сейм не продлил полномочия судьи Хлевицкиса, который уже почти закончил рассмотрение этого дела. В итоге он вышел на пенсию, а процесс передали судье Касаковске, и его пришлось начинать сначала. Мы же с вами понимаем: для потерпевшей это все не так просто — снова слушать в суде, как умирал любимый человек.
«Бизнесмен головой о стену не бился»
Бизнесмен Каспар Иевиньш-Брамбис, совладелец предприятий Baloži и Rīgas raugs, бывший член совета Latvijas Balzams и пр., был обнаружен 18 июня 2007 года в сигулдском полицейском участке мертвым. Судя по многочисленным синякам и кровопотекам на трупе, речь шла вовсе не о естественных причинах смерти. Спустя 11 дней по подозрению в злоупотреблении служебным положением с применением насилия, что повлекло тяжелые последствия, была задержана смена участка — трое полицейских. Однако обвинение в итоге было предъявлено только двум из них: Степиньшу и Рудакову.
Свою вину они категорически отрицают и настаивают: бизнесмена в полицейском участке не били. При его образе жизни он мог получить смертельную травму и раньше. По их словам, увечья бизнесмен вполне мог получить за 4 дня до посадки в участок — во время драки в игровом зале Bumerangs. После того мордобоя он вернулся домой, пожаловался на плохое самочувствие... Была вызвана полиция, та отвезла его в больницу, но врачи никаких особых повреждений не заметили. А потом его увезли в участок, и он там умер.
Однако еще во время досудебного следствия в прессе появился отчет директора Государственного центра судебной экспертизы Велты Волксоне: во время вскрытия тела Иевиньша-Брамбиса эксперты констатировали — следы травм у бизнесмена имеются только в области головы и горла. То есть травмы такие, какие бывают при избиении, но никак не при драке.
В суде же эксперт, анализировавший характер травм Иевиньша-Брамбиса, заявил:
— Травма головы, приведшая к смерти, нанесена за пять-шесть часов до гибели потерпевшего. И эта травма не характерна для человека, который просто упал или стукнулся головой о стену. Получить ее можно только от удара о неровную поверхность.
Впрочем, от жестких выводов о том, каким образом была получена травма, эксперт воздержался.
Оправдание под сомнением
Итог суда первой инстанции для обвиняемых был таким: Юрий Рудаков был оправдан полностью. Правда, обвинение в отношении него по факту нанесения тяжких телесных повреждений было отправлено на дополнительное расследование в прокуратуру.
Юрис Степиньш приговорен к 3 годам тюрьмы за бездействие должностного лица.
Государственный обвинитель Звиргздиня оказалась недовольна приговором. Ведь в дебатах она затребовала для экс-полицейских серьезных сроков: Юрию Рудакову — 6 лет тюрьмы, с полицейским контролем на 2 года; Юрису Степиньшу — 3 года тюрьмы и лишение прав занимать определенные должности в течение 3 лет...
Вдова погибшего экс-члена совета Latvijas Balzams Иевиньша-Брамбиса настаивала на ежемесячном пособии в 4000 латов и компенсации морального и материального ущерба в 200 000 латов.
Суд удовлетворил ее требования частично, обязав обвиняемых уплатить даме 50 860 латов (50 000 — за моральные страдания и 860 — на содержание ребенка).
Сейчас это дело пересматривает Рижский окружной суд.
На фото: Юрис Степиньш и Юрий Рудаков после суда о пересмотре меры пресечения, встреча с женами.