С приходом к рулю таксомоторного предприятия известного предпринимателя Яниса Наглиса в 2009 году было торжественно объявлено, что Baltic Taxi постарается установить порядок и сломать стереотипы о такси как о нечестном бизнесе. За компанией опосредованно стоят такие крупные воротилы латвийской экономики, как Андрис Шкеле и Айнар Шлесерс. В 2013 году оборот предприятия вырос до неполных пяти млн евро.
Но с включением режима микропредприятий в стране у Baltic Taxi появился соблазн тоже платить микроналог вместо обычных отчислений государству. Начались фундаментальные преобразования. Компания разделилась на множество маленьких фирмочек, чьими номинальными владельцами являются сами шоферы. Машины тоже «разбросаны» по этим фирмочкам, а всех их объединяет центр приема заказов. Очень удобно, только это не согласуется с самой идеей микропредприятий – стимулировать развитие малого бизнеса в стране, отмечает LTV.
Служба госдоходов через какое-то время объявила предприятию, что так делать нельзя, и выставила огромный начет – свыше 400 тыс. евро. Ту самую сумму, что компания сэкономила за счет вышеописанных «телодвижений». Но Baltic Taxi тут же решила стать фирмой Baltijas taksometrs, быстро ставшей неплатежеспособной. Она банкротировала, и налоговый долг канул в Лету.
Но не останавливать же бизнес. Поэтому в 2015 году малоизвестное предприятия Environment Solution покупает с аукциона бренд Baltic Taxi – самое ценное, что было в этой компании. И создает абсолютно новое Baltic Taxi. С этой компанией был связан Сергей Сенькан, некогда официальный помощник депутата 10-го Сейма Андриса Шкеле. Теперь компанию представляет Янис Наглис.
Сегодня «архитектура» Baltic Taxi представляет собой внушительную сеть микропредприятий – их около 150. И хотя СГД все еще возражает против такой структуры, предприятие настаивает, что работает на основе договоров франшизы. Всё, чем оно владеет – сильный бренд, который оно на определенных условиях «ссужает» микропредприятиям-таксистам, желающим под его вывеской работать.
«Вот есть бренд Baltic taxi, а дальше идут партнеры по сотрудничеству, которые покупают франшизу и арендуют машины, платя за этот зеленый цвет, форму водителей и так далее. Очень сложный по крайней мере с точки зрения документооборота вариант. Потому что работать и членам правления непросто, и партнерам по сотрудничеству – если они грубо нарушают условия франшизы, договоры расторгаются», - рассказал Янис Наглис. То, что система именно такова, подтвердил Сергей Сенькан, которому принадлежит марка Baltic Taxi.
Наглис подчеркнул: одна из компаний, сотрудничающих с брендом недавно получила благодарность от СГД за образцовую уплату налогов. Это – подтверждение, что в данной сфере у компании Taxi Now все в порядке.
Действительно, Taxi Now уплатила в прошлом году 109 тыс. евро налогов.
Журналисты LTV выяснили, что и за этой компанией стоят люди Андриса Шкеле, а именно Янис Берзиньш (он одновременно – председатель правления MCH Investīcijas, в чье правление входят Айнар Шлесерс и Эдгар Шкендерс, ведущий совместный бизнес с семьей Шкеле в Liepājas autobusu parks).
Франшиза в Латвии – легальный вид бизнеса, и налоги платятся, подчеркивает Наглис. Поэтому странно стыдить предпринимателей, выбравших ту или иную бизнес-модель.
По утверждению Наглиса, шоферы не просто формально директора микропредприятий – они и есть микропредприниматели. Он заявил, что бухгалтерские услуги по управлению счетами этих миропредприятий Baltic Taxi на себя не берет. И доверять ли ведение дел уполномоченному Baltic Taxi лицу – тоже личное дело водителей:
«Это аутсорсинговые услуги, которые они сами решают, где делать. Есть и разные семейные предприятия, где мать семейства занимается бухгалтерией», - заявил он.
Но таксисты рассказали, что всё не совсем так. Рихард работал в Baltic taxi два года и недавно оставил это занятие. Он был владельцем микропредприятия, но ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Учреждая микропредприятие или трудоустраиваясь на него, водитель уже в этот момент обязан уполномочить назначенное работодателем лицо и передать тому все доступы к банковскому счету.
«Да, именно так – конкретное уполномоченное лицо, которое «работает» за тебя. Если ты хочешь этот банковский счет, ты его уполномочиваешь – и он там действует. Конечно, можешь и ты действовать, можешь изымать и вкладывать средства, если хочешь - ты что угодно можешь делать, потому что это считается твоим. Не реально – да, есть человек, который всем этим занимается.
Соответственно, всё, все платежи он перечисляет. Лицензии для машины он покупает, всё он делает. Ему (водителю) ничего делать не надо, ему нужно только подъехать и подписать документы. Эти документы там накапливаются в кучке в офисе, тебе звонят или привозят, и ты просто подписываешь».
На одном из этих микропредприятий трудится три водителя, говорит Рихард. Или бывает – сам владелец микропредприятия не работает, но у него три шофера работают. Трудятся они посменно, и машина эксплуатируется непрерывно. Поэтому, подчеркивает LTV, похоже, что микропредприятия тут – фикция. Со слов Рихарда, и управляются, и обслуживаются все машины Baltic Taxi централизованно, как на любом нормальном предприятии.
Источник - LSM.lv