Субботнее утро, 5:30, внезапный звонок в дверь. Снаружи — несколько мужчин. Предъявив свои удостоверения, полицейские сообщили, что проведут обыск, рассказала владелица дома Анита Кехре.
«Может, не стоило их пускать, но мы стали разговаривать, я стала читать, о чем речь, поняла, что это касается расследования какого-то совершённого в Интернете преступления. Конечно, подумала я — я готова помочь в расследовании. Вопрос только, как я к этому причастна оказалась, почему в отношении в меня были совершены такие действия».
По информации авторов передачи De facto, всего за пару дней до этих событий полиция по заявлению банка начала уголовный процесс. Некий преступник, используя два десятка платежных карт, выданных разными банками в США, покупал мебель в интернет-магазине Jysk. Общая сумма заказов превысила 10 тыс. евро, успешно куплено было товара более чем на 2000 евро.
Начальник отдела Госполиции по расследованию киберпреступлений Дмитрий Хоменко пояснил LTV: полиция приняла меры, во-первых, чтобы пресечь дальнейшую деятельность мошенников, а во-вторых, чтобы сохранить доказательства их преступных деяний. В разных районах Латвии. По адресам людей, чьи IP злоумышленники использовали, было проведено шесть санкционированных обысков.
В доме Аниты Кехре проживают Гита Тамара Блекте и ее сын, Мартиньш Томас. Мать возмутило, как полицейские разговаривали с сыном:
«Следователь и говорит: да, я следователь из отдела по борьбе с киберпреступлениями, нам нужен ваш сын, он совершил преступление».
Сам подросток был, мягко говоря, удивлен: «Они заходят в мою комнату и спрашивают: ты знаешь, что ты наделал? Я растерялся — сижу и думаю, что же я мог такого натворить?! Я же просто сижу у компьютера и ничего такого не делаю».
Представитель полиции в разговоре с LTV не допустил возможности, что кто-то из сотрудников мог так выразиться. Доказательств той или иной версии развития диалога, понятно, нет, отмечается в De facto. Мальчик же гораздо больше удивлен был другим фактом: как полицейские могли вообразить, что ребенок, похитив крупную сумму денег, начнет покупать мебель в онлайн-магазине.
Как пояснил авторам передачи Дмитрий Хоменко, до тщательного изучения изъятых электронных доказательств невозможно сказать, «удаленно ли использовался IP-адрес, или же сам владелец компьютера был вовлечен в это». Так что стражи порядка изъяли всё, что только могло быть использовано киберпреступниками: компьютеры, планшеты, мобильный телефон ребенка, флеш-карты памяти и рутеры.
Закон в данном случае не налагает на полицию никаких временных ограничений, отмечает De facto — возвратить технику в определенный срок она не обязана. И это крайне неприятный сюрприз для тех, у кого ее изъяли. Кое-что хозяевам в течение недели отдали, но не всё. А прошло уже больше трех недель.
Три компьютера все еще в полиции. Мартиньш Томас лишился школьной проектной работы, его мама — бланков отчетности. И хотя в полиции утверждают, что перед тем как увезти технику, хозяевам предложили скопировать оттуда нужные им файлы, хозяева говорят, что им не предоставили достаточной информации об их правах, единственное — предложили в ближайший рабочий день обратиться с вопросами к ведущему дело следователю.
По признанию Аниты Кехре, коммуникация со следователем не задалась: «Дама была довольно раздражена расспросами. Тогда я сказала, что, очевидно, мне придется писать жалобу.
Она мне сказала, уж не угрожаю ли я. Я, однако, отстаивала свои права. И тогда она ответила, что если будем мешать, у них есть право держать у себя эти доказательства (надеюсь, я ослышалась!) — как она упомянула, до 8 лет. В этот миг мы поняли, что дело для нас серьезно».
Из пояснений полицейских следует, что они склоняются к мысли о возможном инфицировании компьютеров. Как сообщил LTV Дмитрий Хоменко, нужно всё тщательно проверить — ведь если вернуть владельцам компьютеры с той же операционной системой, весьма вероятно, что она останется зараженной вредоносным программным обеспечением, и через некоторое время преступники могут повторить свои попытки через этот компьютер снова провернуть мошенническую сделку. Так что юрмальчане получат свои компьютеры вычищенными и безопасными для использования — это в их же интересах, еще какое-то время подождать. Но, да, это может затянуться на месяцы.
Автор: редакция LSM.lv, "De facto" (LTV analītiskais raidījums)