На прошлой неделе в телепередаче рассказали о том, что в 2013 году Rīgas satiksme заключило договор о поставке нанотехнологических моющих средств для общественного транспорта с компанией MJ partneri на сумму 280 000 латов (390 000 евро) без НДС. Это была максимальная сумма закупки, на которую можно было не проводить публичный конкурс. Фактически, строительная фирма MJ partneri стала посредником, поскольку у реального поставщика моющих средств были проблемы с налогами, и он не мог принимать участие в ценовом опросе. MJ partneri по этой схеме должна была получить 3% от суммы контракта. Победу в конкурсе должен был обеспечить работник Rīgas satiksme, родственница которого работала в компании, занимающейся бытовой химией.
Победитель тендера заключил договор о поставке моющих средств сначала с Alchimica Latvia, затем с Vialeks и HRM (все три компании связаны с Александром Бескоровайным). Однако вскоре сотрудники СГД потребовали от MJ partneri документы, подтверждающие происхождение товара, который на самом деле никогда не появлялся в помещениях победителя тендера. Выяснилось, что поставщики не декларировали НДС, и у налоговой службы возникли подозрения в махинациях с налогами. Накладных у поставщиков также не оказалось, и СГД начала аудит.
Затем было установлено, что поставщики вообще не закупали часть моющих средств — Rīgas satiksmе получило обычную воду в упаковках. Скрыть это удалось при помощи заместителя начальника отдела технического контроля Rīgas satiksmе, сообщила передача. Полученные за тендер деньги были переведены в офшоры, обналичены и поделены между участниками схемы.
В среду 4 февраля Рижская дума распространила пресс-релиз, в котором заявляется, что единственная свидетельница сюжета о махинациях на предприятии Rīgas satiksme в письме Нилу Ушакову отзывает все сказанное и приносит извинения. Вита Бауровска теперь утверждает, что в сюжете говорила неправду, потому что на нее оказывалось давление. "Предприятию Rīgas satiksme поставлялась нанотехнологическая химия, а не вода, как это отражено в интервью. Сожалею о неудобствах, причиненных руководству RS, Александру Бескоровайному, Вячеславу Стунжансу и другим лицам, которым был нанесен ущерб. В случае необходимости свой текст могу повторить", — объявила Бауровска.
Однако передача утверждает, что и без записанного интервью имеется достаточно документов и аудиозаписей, свидетельствующих о том, что Rīgas satiksmе не получило то, за что заплатило большие деньги.
Новые документы
Ответственный за исполнение договора заместитель начальника отдела технического контроля RS Вячеслав Стунжанс отлично знал, какие моющие средства нужны предприятию, потому что его собственная фирма RS Baltic поставляла их RS в 2012 году, напоминает Nekā personīga. И, как выяснилось, продолжала это делать и в 2013 году, когда у Rīgas satiksme должно было появиться нанотехнологичное моющее средство. TV3 известно, что фирма Стунжанса продавала предприятию товар за 50 000 латов, а затем появился план обмануть СГД и выдать документы на товар от RS Baltic как доказательство поставки от MJ partneri.
По данным передачи, в августе прошлого года в офисе MJ partneri произошел разговор, во время которого Стунжанс позвонил своим партнерам в Австрии Bilgerie Chemie и попросил изменить в документах адрес поставки. Впрочем, этот план не прошел, потому что СГД связалась с австрийским налоговым ведомством и узнала, что товар в таком объеме из Австрии в Латвию не отправлялся.
Почему в Rīgas satiksme не заметили, что договор о поставке нанотехнологичной моющей химии фиктивный, можно объяснить тем, что моющих средств, поставленных RS Baltic было достаточно, а когда стало не хватать, Стунжанс поехал в Австрию и закупил недостающее количество, предполагает Nekā personīga. Поставка нанотехнологичного товара как бы произошла, и только участики схемы знали, что на самом деле было в емкостях.
"Там была вода"
"Вячеслав вам этого не подтвердит, но я скажу как есть — Rīgas satiksme платило после того, как должно было получить товар. В емкостях, которые прошли через проходную RS, была вода. И емкости в упаковке, с наклейками производителя и всем прочим были отправлены на склад Rīgas satiksme. Там их принимали два человека, которые не проверяли содержимое. Потому что Вячеслав Стунжанс работал в отделе, в котором мыли с химией эти машины", — сказала ранее телепередаче Бауровска.
О возможной причастности Стунжанса к этой закупке свидетельствует и имеющаяся в распоряжении тележурналистов переписка между Бескоровайным и Бауровской о том, что нужно найти фирму, которая станет якобы победителем конкурса, и что некий Слава из RS назвал сумму.
В MJ parnteri допускают, что их хотят сделать единственными козлами отпущения в афере, и поэтому тщательно собрали доказательства произошедшего, в частности, четырехчасовые аудиозаписи, в которых раскрываются важные детали, и документы.
Промежуточный финиш
Пока Прокуратура по расследованию финансовых и экономических преступлений начала уголовный процесс в связи с возможным мошенничеством при поставке моющих средств Rīgas satiksme. Ранее Госполиция отказала в возбуждении уголовного дела в связи с поставкой компанией MJ Partneri нанотехнологической химии Rīgas satiksme. Прокуратура отменила это решение.