Местные власти надеются на помощь России, однако та спасать страну пока не спешит, предпринимая лишь запоздалые и бесполезные действия.
«Конфискационный» законопроект накануне был отклонен парламентом страны, и его новое рассмотрение ожидается в четверг. Увеличения налога на депозиты размером более 100 тысяч евро, как это предполагалось ранее, не произошло, проект предполагает лишь освобождение от налога депозитов менее 20 тысяч евро, суммы в 20-100 тысяч облагаются налогом в 6,75%.
18 марта 2013 года кипрский регулятор запретил руководству кипрских банков любые операции по счетам на неопределенный срок до особого распоряжения. Глава ЦБ Кипра Паникос Деметриадес (на фото) заявил, что после снятия налога и открытия банковской системы в первые дни со счетов в кипрских банках может быть снято около 10% вкладов.
В случае же, если налог не будет принят, а банковская система страны открыта, масштабы бегства капиталов с Кипра уже в первые часы будут выше в несколько раз. Так что если ЦБ Кипра и пойдет на размораживание банковской системы в ближайшие дни, оно с огромной вероятностью запретит или сильно ограничит возможность международных платежей с Кипра.
В этой ситуации самыми пострадавшими на Кипре будут именно российские структуры, отмечает «Коммерсант». Налог в 9,9%, который сделает структуры РФ крупными собственниками кипрских банков Cyprus Popular Bank и Bank of Cyprus, не основная угроза — гораздо серьезнее возможные ограничения местных регуляторов на платежи с Кипра в ближайшие недели, пишет издание.
Запоздалая реакция России
Власти России предпринимают запоздалые и уже практически бесполезные усилия, чтобы вернуть ситуацию в управляемое состояние, указывает «Коммерсант». Владимир Путин обсудил по телефону ситуацию с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом 19 марта. По сообщению РИА «Новости», Анастасиадис «информировал Владимира Путина о только что принятом парламентом Кипра решении отказаться от предложения, озвученного Еврогруппой».
Несмотря на то что из примерно 68 млрд евро депозитной массы в банковской системе Кипра «российское происхождение» имеют около 25-30 млрд, скандал на Кипре стал уже практически полностью «российским». На фоне крайне умеренной реакции на происходящее в Великобритании, чья «доля» кипрских депозитов также велика, российская реакция на происходящее — самая жесткая.
Суровые слова Владимира Путина и Дмитрия Медведева о неприемлемости предлагаемого способа решения «кипрского вопроса» выглядят мягко в сравнении с мнениями в российском деловом сообществе.
Например, Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», описывает ситуацию так: «Перед Второй мировой войной Германия национализировала банковские вклады евреев. Обоснования были разные, среди прочего, евреи обвинялись в «спекулятивных сделках».
Впрочем, кто конкретно пострадает на Кипре неизвестно. Кипр — это преимущественно транзитный центр, компании, как правило, не хранят там деньги, а лишь рассчитываются через Кипр в рамках холдингов.
Экстренной необходимости перестройки корпоративных структур у клиентов, которые в большинстве своем на Кипре деньги не хранят, нет. При этом прямого аналога Кипру как юрисдикции не существует — в Нидерландах и Люксембурге условия налогообложения холдингов, а также правила работы в целом намного жестче.
Гораздо более серьезно обсуждается на Кипре и компаниями, связанными с Кипром, происхождение значительной части «русских» депозитов в банковской системе Кипра. По большей части это «серые» деньги, и поэтому, в случае заморозки средств Кипром защищаться в судах будет проблематично — нужно будет показывать происхождение средств.
Москва ждет от властей острова предложений
Поражение в парламенте позволит Кипру начать переговоры с еврозоной об альтернативных путях привлечения средств. Раз «стрижка депозитов» не удалась, деньги можно собрать из других источников, говорит член совета директоров кипрской практики Ernst & Young Неофитос Неофитоу. Такими источниками может стать в том числе продажа активов России.
Приезд министра финансов Кипра Михалиса Сарриса в этой ситуации для киприотов может стать «визитом надежды», считают «Ведомости». Киприоты постараются не только прощупать возможность реструктуризации российского кредита (2,5 млрд евро на 4,5 года), но и предложить варианты покупки активов, чтобы получить живые деньги. Так, Кипру готов помочь Газпромбанк в обмен на лицензию на добычу природного газа на шельфе Кипра.
Если Кремль согласится предоставить всю сумму, то Никосия откажется от кредита «тройки», полагает РБК daily. Все будет зависеть от привлекательности предложения — возможно, в рамках соглашения россияне согласятся купить проблемные банки. Но наиболее вероятным представляется вариант, что Никосия хочет гарантировать себе поддержку обеих сторон.
Киприоты, очевидно, хотят реструктурировать кредит на более поздние сроки, теоретически это возможно, но практически, учитывая одностороннее решение по налогу, этого Россия скорее всего делать не будет, считает экс-министр финансов Алексей Кудрин: «Есть элемент неуважения: сначала нам говорят, что мы крупнейшие кредиторы и интересанты, а потом — что без вас возьмем ваши деньги».
Во вторник во время телефонного разговора канцлер Германии Ангела Меркель отчитала Анастасиадиса за переговоры с Москвой. По ее мнению, Кипр не должен привлекать к решению проблемы третью сторону. «Жесткая позиция Меркель связана с предстоящими выборами в Германии, которая является основным кредитором «периферии». Канцлер дала ясно понять, что не намерена на деньги немецких налогоплательщиков спасать русских вкладчиков», — считает аналитик Berenberg Bank Роберт Вуд.
Между тем, удар банковской системе России уже нанесен, цитирует мнение СМИ сайт Заголовки.ру. В американской прессе ситуацию на Кипре уже сравнивают с банкротством Lehman Brothers, с которого начался мировой финансовый кризис 2008 года. Кипрские банки могут сыграть такую же роль катализатора для развала еврозоны.