Что дешево – то гнило
Он не понаслышке знает о взаимоотношениях власти с крупным строительным бизнесом – знаком с этой «кухней» изнутри и уверенно заявляет, что все властные структуры кто-то финансирует.
Существует ли до сих пор в строительной отрасли система, так называемых, откатов?
«Мне трудно судить, потому что я уже два года как отошел от этих технологий, но она существует, наверняка», – отвечает на этот вопрос Васильев.
«Самая низкая конкурсная цена, дающая право строителям получить муниципальный или государственный заказ, угробила не одну фирму и угробит еще, – говорит собеседник портала Freecity.lv. – Если, к примеру, объект стоит 100 тысяч, то строители, чтобы выиграть конкурс, дают 50 тысяч. Результаты, как правило, бывают плачевными. Что дешево, то гнило, что дорого – то мило. Принцип такой».
Замкнутый круг
По словам Евгения Васильева, фирмы, у которых нет связей в муниципалитете или в государственных структурах, имеют очень мало шансов получить строительный заказ. Выход один – предложить самую низкую цену. Но это прямой путь к банкротству. Получается замкнутый круг.
«Фирмы, у которых есть связи, тоже дают низкую цену, но ведь они сами не строят, – продолжает он. – Они снимают свой процент и потом нанимают каких-нибудь дураков из Даугавпилса, из Прейли, еще откуда-то. Платят работникам по 200 латов в месяц, а как эти субподрядчики работают, что делают и из каких материалов – никого не интересует. А они покупают гнилье вместо материала, и ставят его. Потому что, по-другому с таким финансированием не получается. А те, кто хорошо строит, просто не могут существовать в такой системе».
С ЕС никто не спорит
Наиболее справедливым периодом в строительной отрасли Латвии Васильев называет период до вступления в Евросоюз. Тогда были люди, которые хотели и могли показать, как они умеют строить.
«В советское время была своя специфика, – поясняет эксперт. – Тогда никто не считал ни прибыль, ни убытки, строили для того, чтобы строить. Но строили прочно, как бы дорого ни получалось. Это правда».
Со вступлением в ЕС, по мнению Васильева, Латвия слишком рьяно стала выполнять все инструкции, поступающие из Брюсселя, что и привело наше строительство к сегодняшнему состоянию. И не только строительство.
«У нас же никто не спорит с Евросоюзом, никто ничего не доказывает, что вот это плохо, этого мало, так нельзя, – возмущается строитель. – Поэтому Домбровскис сейчас и идет в европарламент. Сегодня полиэтиленовые трубы везут к нам из Франции, а в Даугавпилсе завод химического волокна закрыли. Это что – правильно? Они просто уничтожили конкуренцию и оставили Латвию без всего».