23 Ноября 2024 03:59
Новости
  19:19    19.6.2013

Шеф KNAB: один и без оружия

В центре внимания общества снова оказалось Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, а точнее — очередной конфликт в его руководстве. Все нюансы и особенности этой деликатной ситуации обсуждались на заседании Пресс–клуба LV, гостем которого стал руководитель Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Ярослав Стрельчонок.

Но KNAB не только конфликтует, но и работает. И Ярослав Стрельчонок ответил и на вопросы о трудовых буднях борцов с коррупцией.

 

Зачем он нужен, этот KNAB?

 

— Создается впечатление, что работа KNAB в последнее время как–то мало отражается в прессе, на радио, телевидении. Вы стали менее активными?

 

— Нет, конечно. Но задача KNAB не состоит в том, чтобы светиться в прессе. Более того, борьба с коррупцией, которая у многих ассоциируется с громкими делами, — это очень важное, но не единственное направление работы бюро. В наши функции входит и предупреждение коррупции, которое не связано с какими–то яркими внешними эффектами. А также анализ законодательства с точки зрения рисков коррупции и внесение в него соответствующих изменений. При этом отмечу, что иногда незаметное никому, кроме профессионалов, изменение нормы закона может предотвратить незаконное «уплывание» миллионов латов…

 

— Латвия считается очень коррумпированной страной, у других и специальных бюро по борьбе с коррупцией нет…

 

— Мы в Латвии говорим о коррупции громко, а в некоторых странах не акцентируют этот вопрос, не поднимают его на столь высокий уровень. И хотя коррупция есть и там — в том числе и в высших эшелонах власти! — специализированные учреждения по борьбе с ней не создаются. Но это внутреннее дело этих стран. Я считаю, что создание в Латвии KNAB было правильным решением. Силы надо концентрировать. Если мы ударим в стенку пальцами, не сжатыми в кулак, мы, скорее всего, сломаем пальцы, а не стенку. Стенку можно проломить только кулаком.

 

— Можно ли оценить экономическую эффективность работы бюро, учитывая, что ваша деятельность обходится налогоплательщикам примерно в 2,7 миллиона латов в год?

 

— За 10 лет работы бюро в суд было передано около 200 уголовных дел. И это были не просто уголовные дела, связанные с одной взяткой в конверте, это такие дела, как Daimler, Lаtvеnergo, «Юрмалгейт» и другие. Это первое. Второе — как я уже говорил, мы очень интенсивно работаем в законодательной сфере, оценивая проекты законов с точки зрения рисков коррупции, и предлагаем свои решения для ее предотвращения. Накладывая на должностных лиц административные наказания, мы даем им сигнал, зачастую не давая перешагнуть ту грань, за которой начинается уголовное преступление. Контроль за финансированием политических партий уменьшает возможность промывания мозгов избирателей.

 

Убежден, что эффект работы нашего учреждения не следует измерять только суммами возвращенных средств или наложенных штрафов. Не меньшее значение имеет превентивность — те нарушения, которые мы предотвратили в будущем. И я уверен, что мы оправдываем вложенные в нас средства.

 

А караван идет дальше…

 

— Ваше бюро часто называют оружием в руках правящих партий, и в особенности «Единства». Как вы это прокомментируете?

 

— Не вижу смысла в чем–то оправдываться, что–то доказывать… Мы, как караван, идем дальше и работаем, вне зависимости о того, что говорят вокруг. Я считаю, что бюро всегда было нейтральным, особенно в течение последних ста дней перед выборами. В то время мы были минимально публичными, старались просто сообщать конкретные факты, не давая оценки процессам. Мы, как арбитр, наблюдали за событиями и реагировали только тогда, когда это было необходимо.

 

— Недавно состоявшиеся выборы самоуправлений отличались от предыдущих?

 

— Конечно. Были введены более строгие ограничения на использование административного ресурса. Кроме того, были значительно сокращены суммы, которые партии или объединения партий могут истратить на предвыборную кампанию: раньше, если партия участвовала в выборах на всех избирательных участках, она могла рекламироваться на 550 000 латов, сейчас — только на 277 000 латов. Отмечу, что в этом году мы впервые высказали одной партии предупреждение о том, что сумма, которую она планирует истратить на предвыборную кампанию, превысит разрешенный лимит.

 

— Но проверки еще продолжаются?

 

— Согласно закону, в течение месяца после выборов мы получаем предвыборные декларации партий. Мы их проверим, сообщим, есть ли нарушения, и в случае необходимости наложим штрафы.

 

Сообщи и получи!

 

— А вам не кажется, что люди в Латвии настолько свыклись с коррупцией, что не воспринимают ее как нечто наказуемое?

 

— Именно поэтому о коррупции надо больше говорить, разъяснять ситуацию. В прошлом году в связи с десятилетием KNAB мы проводили такую акцию: работники бюро побывали в тех школах, которые они сами окончили, выступили перед учениками, рассказывая о том, что такое коррупция. Я тоже побывал в своей школе в Резекне. Я старался объяснить ребятам, что негативные последствия от того, что какой–то конкретный вопрос был решен за взятку, могут оказаться очень серьезными и даже необратимыми.

 

Мы в бюро думаем, что, возможно, и в школах, и в вузах преподавателям следует обращать больше внимания на вопросы, связанные с коррупцией, при изучении литературы и других предметов. Мы сейчас дискутируем об этом в бюро, и, возможно, пойдем с этим предложением в Министерство образования и науки.

 

— На интернет–странице KNAB можно прочесть призыв: «Будь бдителен! Сообщай в KNAB!» Многие сообщают?

 

— Да, многие. Мы получаем по 1000–1100 заявлений в год, в прошлом году — 1300 заявлений.

 

— Вы платите за информацию?

 

— Если информация помогает раскрыть преступление, то платим.

 

— К вам можно обращаться и анонимно?

 

— KNAB — одна из немногих структур, которая рассматривает анонимные заявления. И, на мой взгляд, это правильно, потому что информации в анонимных заявлениях порой содержится больше, чем в заявлениях, подписанных конкретным именем и фамилией. Мы проверяем все заявления.

 

— А телефонные разговоры своих «клиентов» прослушиваете?

 

— Мы действуем в рамках закона об оперативной деятельности, а один из методов оперативной деятельности — прослушка. Но думаю, что по сравнению с другими структурами наша доля прослушки минимальна.

 

— Вы уже десять лет работаете в KNAB, и наверное, у вас есть своя версия причин появления коррупции?

 

— Думаю, что главная причина коррупции — это стремление разбогатеть любой ценой и как можно быстрее.

 

Только цифры

 

За время работы KNAB с 2003 по 2012 год было возбуждено 324 уголовных дела, для начала уголовного преследования в учреждения прокуратуры было направлено 200 уголовных дел против 489 лиц. В силу вступили 116 решений по отношению к 202 лицам.

 

О личном

 

— Вы сами давно сидели в засаде?

 

— В засадах я не сижу. Но если KNAB проводит операцию и есть необходимость в человеческих ресурсах, то в операции принимают участие и я, и другие работники бюро.

 

— Стрелять умеете?

 

— Конечно, я же окончил Академию полиции.

 

— А оружие с собой носите?

 

— Нет, личного оружия у меня нет...

 

(Полностью интервью — читайте на портале vesti.lv.)

 

Куда жаловаться на коррупцию?

 

Информацию о правонарушениях в Центр приема заявлений можно подать:

 

лично по адресу: Рига, ул. Бривибас, 104, корп. 2 (123–й кабинет), по рабочим дням с 8.30 до 17.00;

по телефону доверия 80002070;

по почте (ул. Бривибас, 104, корп. 2, Рига, LV–1001);

по факсу 67331150;

по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии