Обвинения по делу об убийстве Эллы Ивановой предъявлены миллионеру, бывшему совладельцу Arēna Rīga Игорю Иванову, и его «наперсникам» Асифу Ханджанову и Виталию Мамедову, а также предполагаемому киллеру Людвигу Антонову.
Игорь Иванов
Изначально — потерпевший, вдовец, муж Эллы Ивановой, организовывавший ее отпевание и похороны. Видный бизнесмен эпохи строительного бума, бывший совладелец холла Arēna Rīga, магнат-девелопер.
На момент убийства Ивановой очень и очень многие в Риге знали, что брак скоро закончится: у Эллы уже был продюсер Ояр Грасманис, который к тому времени успел пожаловаться в органы на угрозы со стороны мужа.
Кроме того, у Иванова к 7 января 2008 года была уже такая «неофициальная» репутация, что в обществе как-то сразу воцарилась убежденность в его причастности к гибели жены. Сам Иванов это с уверенностью отрицал, в том числе и в интервью. На момент расстрела его не было в Риге, это раз; он перед убийством дал жене телохранителя Арвида Вилцанса, это два; киллер в темноте мог запросто перепутать Эллу Иванову и их с мужем старшую дочь, это три — а рисковать этим Иванов уж точно никак не мог. Все эти аргументы он изложил в разговоре с нами.
— Я считаю себя адекватным человеком. Если бы что-то замыслил, то не стал бы этого делать в присутствии детей. Я же поминутно знал каждый шаг своей жены.
Элла четыре раза в неделю ездила на учебу, собиралась защищать докторскую диссертацию (ныне покойный Владимир Гуров должен был выступить оппонентом), возвращалась в 11 вечера без охранников, через темный лес, в одно и то же время... Если предположить, что это — я, то можно было сделать все гораздо проще.
Однако в итоге его арестовали. В компетентных кругах эту акцию правоохранительных органов расценили так: «Смело, но получится ли что-нибудь?.. Это же Иванов, а не дилетант какой-нибудь».
Прокуратура в связи с убийством вменяет ему «подстрекательство и содействие преступлению». Кроме того, уже в тюрьме и под следствием к делу Иванова добавился еще один эпизод: попытка дачи взятки должностному лицу. Речь, по нашей информации, идет об офицере полиции, который вел дело об убийстве Эллы Ивановой.
И еще раз «кроме того»: на Иванова оказалось оформлено аж три удостоверения работника спецслужб. Зачем ему столько — непонятно, но поддельные документы ему тоже вменяются.
Виталий Мамедов и Асиф Ханджанов
«Наперсники» Игоря Иванова, выполнявшие при нем довольно трудноопределимую роль — не то личных друзей, не то бизнес-партнеров, с которыми главный (в смысле — наиболее значительный) обвиняемый часто проводил время, общался и которым, очевидно, доверял.
Им обоим вменяется одинаковый набор преступных деяний — организация убийства Эллы Ивановой и содействие. Проще говоря, по версии обвинения, они нашли киллера и проинструктировали его на предмет предстоящих действий.
Людвиг Антонов
Человек в общем посторонний по отношению к остальным обвиняемым. Представитель цыганской общины, что неоднократно подчеркивалось в ходе следствия. Был изловлен в лесу спустя пару часов после убийства в результате забега полицейских по следам, отпечатавшимся на свежем снегу.
Предполагаемая роль: побуждаемый гонораром, Антонов получил от звена «Ханджанов — Мамедов» пистолет, застрелил из него Эллу Иванову, попытался застрелить ее охранника Арвида Вилцанса, после чего сбросил ствол и устремился в лес.
Подвела его, по мнению оперативников, чисто погода и опоздание Ивановой: 1) если бы в тот вечер багаж Ивановой, прилетевшей из Испании, не задержался на полтора часа и 2) если бы за это время после долгого бесснежья в Рижском районе не успел выпасть свежий снежок — так бы его и не поймали.
Антонов менял свою позицию с такой частотой, что все запутались. Однако на данный момент он определился: не стрелял он ни в кого.
А вышло так, что поймали — хотя и не должны были. В итоге была засвечена вся цепочка и дело (по крайней мере на оперативном уровне) оказалось раскрыто.
Арвид Вилцанс
Ветеран МВД, за несколько месяцев до покушения поступивший на службу к Игорю Иванову. Вот что он в свое время рассказывал нам о случившемся: «Подвезя Эллу с дочерьми к дому, я перенес младшую на руках в дом. Элла и старшая девочка вошли в дом. Там все было в порядке — во всяком случае на первом этаже. Элла сказала мне: «Ты поезжай, а я выпущу собак из гаража». Я вышел, перешел на другую сторону улицы, где стоял их Cayenne. Рядом был мусорный контейнер. Я остановился возле него покурить и позвонить Игорю (Иванову). Набрал номер, он ответил из поезда. Говорю: «Все в порядке, завел всех в дом...» И когда я это говорил, услышал подряд пять щелчков и крик Эллы.
После выстрелов я увидел, как из-за навеса возле гаража, где стоит еще один автомобиль, вышел человек с пистолетом — похоже, что с глушителем, ствол был необычно длинный. Человек был в маске с прорезями для глаз...
Я, не прерывая звонка, крикнул: «Во дворе стреляют, Элла кричала... А по двору какой-то мужик с пистолетом ходит! Сюда идет, ко мне...» Игорь: «У тебя же оружия нет! Звони в полицию!» Это правда — мне три дня до получения оружия оставалось. Я в ступоре по кнопкам не попадаю — телефон маленький. Я подбежал, сел в машину — и только тронулся, в дверцу с водительской стороны выстрелили. Пуля вошла в автомобиль в 20 сантиметрах от меня... Я добрался до соседнего дома, забежал в будку охраны и оттуда по городскому набрал «скорую» и полицию».
Несмотря на почти полученную пулю, Вилцанс был, тем не менее, также арестован по подозрению в «содействии убийству». Однако позже он был отпущен.
А сейчас, как выяснилось, он и вовсе потерпевший — как жертва несостоявшегося убийства.
Мотивации
А причина убийства, по мнению следствия, — корыстная. Если ревность к супруге и играла какую-то роль (хотя бы в варианте задетого самолюбия) — то в итоговом обвинении это следов не оставило. Как ни мала была доля Эллы Ивановой в готовящемся «разводном соглашении», делиться ее супруг, по мнению обвинения, не хотел.
Нюанс
Председатель правления холла Arēna Rīga Арнольд Бабрис, на днях встреченный нами на экономическом форуме, дал блиц-интервью — о продаже холла и «деле Иванова». Что касается Arēna Rīga, то Бабрис, напомним, недавно признал: холл продается вместе с 5,8 га земли.
Arēna Rīga ищет покупателя, поскольку бизнес оказался не слишком рентабельным — всего 450 000 латов прибыли за прошлый год. К тому же экономический кризис не дает застроить территорию вокруг холла.
Не связана ли продажа Arēna Rīga с тем, что из бизнеса выбыл такой известный человек, как Игорь Иванов?
По словам Бабриса — нет, с «делом Иванова» продажа арены никак не связана. «Все было запланировано еще задолго до этого. Могу сказать больше, мы все ждем суда, посмотрим, какие будут реальные доказательства, обещанные полицией», — говорит он.