В мае 2021 года De facto сообщало, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией искало признаки коррупции в процессе получения гражданством Авеном, но ничего не нашло. Бюро констатировало: Авену особо пошли навстречу.
В деле о получении гражданства Петром Авеном фигурировали переговоры предпринимателя Гунтиса Рависа и политика Эдгара Яунупса, который в свое время общался с тогдашним начальник Управления по делам гражданства и миграции Вилнисом Екабсоном. В разговоре Рависа и Екабсона, сообщает De facto, прозвучало, что кому-то «нужно дать десятку», а Екабсоном он встретится, чтобы выпить чаю. Однако какую-либо связь с коррупцией отрицали все причастные к этому делу – и в KNAB, и публично.
На этой неделе Эдгар Яунупс публично заявил, что теперь жалеет, что давал советы Авены в процессе получения гражданства, поскольку тот оказался частью системы Путина. Политик отметил, что его роль была консультативная – у него спросили совета, и он его дал. «Единственные деньги, которые в этой связи упоминались, были связаны с привлечением специалиста по связям с общественностью, что друзья Авена в Латвии считали нужным для придания ему публичности», - пояснил Яунупс в социальной сети Facebook.
Сейчас ведутся политические дискуссии о том, следует ли лишить Авена латвийского гражданства, однако конкретных результатов пока нет.
Тему гражданства не комментирует и сам Авен, который на этой неделе публично заявил, что удивлен и унижен решением о лишении высшей государственной награды. Он заявил, что нужно сделать все, чтобы остановить кровопролитие в Украине, но вообще не упомянул российского главнокомандующего Владимира Путина или его ответственность за начало войны. Ничего не известно и о том, чтобы Авен противился войне в первый день, когда с многими другими предпринимателями встречался с хозяином Кремля.
В списке санкций Евросоюза Авен назван одним из ближайших к Путину олигархов, который активно оказывал материальную или финансовую поддержку лицам, ответственным за принятие решений в России, ответственных за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины, и кто получал от этого выгоду.
Авен обещает все эти обвинения оспорить в судебном порядке, но пока все его имущество в Европейском Союзе заморожено.
Практическое применение санкций в отношении Петра Авена координирует Министерство иностранных дел, но свою роль играет и Служба финансовой разведки. Ее замруководителя отдела стратегического анализа Пулис Ильенков говорит, что все эти санкции активно обобщаются, а информация от них отправляется ответственным службам, которые содержат соответствующие регистры. И, например, есть у входящего в список санкций лица есть недвижимость, запрещается ее продавать или менять структуру собственников.
Но если счета в латвийских банках ведомство может заморозить быстро, с недвижимостью и воздушным транспортом делам обстоят иначе. Об этом свидетельствует пример Авена, отмечает De facto.
Самыми известными объектами недвижимости Авена в Латвии являются Клаугская усадьба в Мадонском крае и здание на ул. Валдемара, 19 в Риге, где Авен собирался создать музей латышского и русского искусства.
Собственность у большого и малого озер Клаугю юридически состоит из нескольких земельных участков. И хотя санкции были введены еще в понедельник, в пятницу был запрет только в отношении участка в 11 гектаров, на котором находится только лес. Эксклюзивные здания усадьбы на тот момент арестованы еще не были. Возможно, это связано с тем, что службы действовали формально – арестовали только собственность, где значилось имя Петра Авена. Остальные земельные участки Авену принадлежат через многоступенчатую схему – цепочку латвийских предприятий, где в конце стоит принадлежащая Авену кипрская компания Abacus (Cyprus) Limited.
Владельцем 50% долей капитала этой же кипрской фирмы является компания Country Heli – вторым опосредованным совладельцем является российский предприниматель Юрий Шефлер, который указан в качестве единственного выгодополучателя. Шефлер в список санкций не включен.
Country Heli занимается сдачей в аренду принадлежащего ей вертолета Bell 429. Член правления Юрис Ситко, который заявил De facto, что уже ушел на пенсию, признал, что компания сдает вертолет в аренду главным образом самой себе – для нужд Шефлера и Авена. Были и коммерческие полеты – например, этот борт перевозил из Аглоны в Ригу.
Хотя фактически получается, что половина этого вертолета принадлежит Петру Авену, в Агентстве гражданской авиации об этом узнали только после запроса De facto. И будет ли на него наложен арест – ответа пока нет.
Арест не наложен и на бывшее задание банка в Риге, на ул. Валдемара, где Авен собирался выставить свою коллекцию фарфора. Дом принадлежит учреждению Aven Foundation, основателем которого является Авен.
Источник - rus.lsm.lv