ЧП в Приедайне
Рассекая тьму светом фар, Chrysler мчался по юрмальскому шоссе. Бизнесмен Олег Семенов мысленно уже был дома. При въезде в Юрмалу машину остановил дорожный полицейский. «Инспектор Зустениекс, — представился он. — Прошу пройти в служебное помещение». Олег вышел из машины и проследовал за полицейским. Успел посмотреть на часы — 22.20. Заметил и темную Audi 90 возле поста.
В помещении его ждали трое. Двое показали служебные удостоверения: «Криминальная полиция». И без особых церемоний защелкнули на запястьях бизнесмена наручники: «Мы проводим оперативно-розыскные мероприятия и должны доставить вас в управление».
Бизнесмен не стал возмущаться. Он и сам в «прошлой жизни» семь лет отработал следователем и хорошо понимал, что такое оперативно-розыскные мероприятия. Но его смутили наручники: зачем, я же никуда не денусь. Это был первый сигнал тревоги: что-то тут не так.
«Прошу записать фамилии полицейских и номер их автомашины, — обратился он к Зустениексу. — Позвоните в дежурную часть и выясните, действительно ли меня должны задержать». — «Все в порядке, езжай спокойно, все уже проверено», — отозвался тот. Потом станет известно, что никуда он не звонил, доверившись солидным «корочкам» похитителей.
Полицейские, которые, как выяснилось позже, были работниками 1-го («убойного») отдела Криминальной полиции Риги Артисом Бехманисом и Эриком Грейжей, вывели задержанного из помещения и повели к Audi, в которой кто-то сидел. «Обыщите его, — скомандовал человек из машины. — У него должен быть пистолет Beretta и разрешение на ношение».
Захваченного бизнесмена в итоге привезли в дачный поселок Лиепкалне и водворили в дом № 153.
Двое из похитителей предупредили пленника: «Удирать нет смысла. Во дворе ротвейлер, дом охраняет Криминальная полиция».
Позже бизнесмен выяснил: заказчик его похищения — человек серьезный, заплатил за него 9 тысяч латов. Имя, правда, ему так и не назвали...
К утру эта история закончилась благополучно: охранники перепились и пленник сбежал.
Непростое следствие
После счастливого освобождения бизнесмен провел свое расследование. И выяснилось: в январе он за непрофессионализм уволил из своей фирмы Valerija Lukss работника Олега Трушова. Тот пожаловался приятелю Николаю Божку. Божок вышел на людей, «которым нужны деньги». И созрел план: пусть Семенов перепишет свою фирму на другое лицо. Для этого его и захватили в заложники.
Официальное следствие было долгим, дело явно пытались спустить на тормозах. Что и неудивительно: речь шла о бывших полицейских. Только после жалоб в Генеральную прокуратуру все встало на свои места. Были установлены имена участников похищения: Константин Атанасов и Анри (Андрей) Гусев. Последний — экс-сотрудник полиции. Выявлены и другие участники — еще два бывших полицейских, Сергей Якимчук и уже упомянутый Николай Божок. Проведены очные ставки. Дорожные полицейские подтвердили, что Грейжа надевал на задержанного наручники.
В итоге на скамье подсудимых оказались шестеро: Анри (Андрей) Гусев, Сергей Якимчук, Константин Атанасов, Эрик Грейжа, Артис Бехманис и Андрей Гасанов.
Суд все еще идет...
Само ЧП произошло 15 сентября 2001 года. Но судебный процесс получился, по сути, бесконечным. Только на днях Верховный суд вынес такие приговоры:
Сергей Якимчук (1963 г.р.) получил 4 года и 6 месяцев с конфискацией имущества. Условно.
Константин Атанасов (1958 г.р.) – 8 лет и 1 месяца условно, с конфискацией,
Эрик Грейжа (1970 г.р.) – 4 года и 6 месяцев условно, с конфискацией имущества,
Артис Бехманис (1958 г.р) – 4 года и 6 месяцев условно, с конфискацией имущества.
Андрей Гасанов (1958 г.р) – разбирательство прекращено.
Суд постановил взыскать с обвиняемых (исключая Гасанова) в пользу Олега Семенова денежную компенсацию в размере 17 425 латов.
«Пусть сроки будут меньше, но реальные»
Но пострадавший оказался недоволен данным решением, сочтя его слишком мягким – он хотел бы, чтобы все обвиняемые получили реальные сроки. К тому же обвиняемые практически ничего ему не заплатили. Представитель интересов потерпевшего — адвокат Валтер Якобийс сообщил нам: кассация уже подана и она была принята.
-
Суд полностью проигнорировал права потерпевшего, — возмущается г-н Якобийс. — Да, в приговоре указано, что суд длится очень долго. Но ведь это сами обвиняемые как минимум 4 года тянули дело — то болели, то ещё что-то...
В общем, позиция потерпевшего неизменна: пусть сроки будут меньше, но его обидчики отправятся в тюрьму.
-
Они фактически не получили никакого наказания. А ведь на скамье подсудимых оказались работники полиции — люди, которые должны были защищать закон, — подчеркивает адвокат.
Так что прогноз на будущее сделать нетрудно: лет 10 этот суд еще вполне может продолжаться.
Нюанс
Параллельно в Рижском окружном суде под руководством судьи Калнини рассматривается дело ещё одного фигуранта этой непростой «истории» — 47-летнего Анри Гусева. Но без его участия. Дело в том, что два года назад обвиняемый Гусев сбежал за границу. По версии обвинения, он находится Венгрии, однако установить его точное местоположение до сих пор не удалось. Процесс продолжится в следующем году.