Рижский окружной суд уже приговорил Миглу к 15 годам тюрьмы. Однако он категорически не согласен с этим и подал апелляцию. Сейчас дело рассматривает Рижский окружной суд.
«Не двигаться, иначе сейчас еще одного застрелю, а остальные пойдут их закапывать!» — эти слова услышали испуганные рыбаки, после того как был убит их приятель Александр. Убийца выпустил в него 11 пуль. После чего перезарядил обойму и взял в заложники живых...
Итак, на скамье подсудимых 38-летний Освальд Мигла (на фото слева). С виду спокойный и культурный, не женат, семьи нет. Проживал с мамой в частном доме на берегу Даугавы в Саласпилсском крае на острове Доле. Считался гостеприимным и часто приглашал к себе на остров знакомых рыбаков, проводя с ними время на природе. Вот и в тот злополучный сентябрьский вечер к нему приехали пять человек. Домой уехали лишь четверо...
Обвинение: «Он выстрелил из вальтера не менее 10 раз»
Государственным обвинителем на процессе выступает прокурор по особо тяжким и кровавым делам Екатерина Кушакова. По версии прокурора:
4 сентября 2010 года к Освальду Мигле — владельцу дома на острове — приехали порыбачить гости: четверо мужчин и женщина (супруга одного из рыбаков). Все немного выпили за знакомство, затем кто-то поплыл на лодке расставлять рыболовные сети (по сути — это браконьерство. — Прим. авт. ), остальные занимались костром и беседовали. Неожиданно Освальд Мигла начал конфликтовать с Александром Щуповым.
Первый достал пистолет вальтер и несколько раз выстрелил в своего оппонента, который сидел напротив него за столом. Когда раненый Александр упал, убийца не прекратил стрельбу, разрядив в него всю обойму. После чего поменял обойму на новую и пообещал застрелить остальных трех мужчин, если они попытаются что-то предпринять. В заложниках он продержал рыбаков около трех часов. Пока одному из них не удалось сбежать и увезти свою жену в сторону ГЭС, на ходу вызвав полицию и скорую помощь. В операции по обезвреживанию преступника принимали участие сотрудники спецотряда «Омега».
Позже эксперты насчитали у погибшего 11 стреляных ран в голове и теле.
Потерпевшими выступают пятеро: Сергей и Любовь Щуповы (родители убитого мужчины) и те самые рыбаки с острова — Владимир Андреев, Игорь Ходаненок и Айвар Бундиньш.
«Он кричал нам: всем стоять, вы свидетели, никого не отпущу!»
Один из потерпевших — Владимир Андреев — рассказал суду такую историю.
С обвиняемым он знаком уже достаточно давно. Они и раньше рыбачили вместе, а Освальда он характеризовал как вполне адекватного и мирного человека.
— В тот вечер на двух машинах мы приехали на остров около 20.00. Игорь с Айваром несколько раз плавали по реке на лодке, расставляя сети. Хочу отметить, что Освальд сам нам разрешил их ставить, уверив, что все в порядке и никто ничего не узнает. Я пока разжигал костер, а Александр, который уже приехал слегка выпившим, просто спокойно сидел в кресле, наслаждаясь природой. Одним словом, все отдыхали. Освальд подошел чуть позже. Кстати, хочу сказать, что пьяными мы не были — на шестерых у нас была лишь одна бутылка водки 0,7 л. Все выпили одинаково, никто не напивался. Хотя Освальд отказался от водки — он пил лишь пиво, оставленное ему прошлыми рыбаками.
Далее супруга Владимира Жанна, будто что-то почувствовав, встала и со словами «Мне ваши мужские разговоры и рыбалка не особо интересны» ушла спать в машину. За столом осталось пятеро мужчин.
Затем по неизвестной причине Освальд словесно зацепился с Александром. После чего встал, достал пистолет и начал стрелять.
В свою очередь Владимир (сидевший неподалеку) вспоминает ЧП таким образом:
— Был первый выстрел, второй, Саша упал. Потом Освальд добежал до тела, начал его переворачивать и продолжил стрельбу. Расстреляв обойму, он поменял ее на новую и крикнул: «Всем стоять, вы свидетели, никого не отпущу! Сейчас еще одного застрелю, а остальные пойдут их закапывать!» При этом он на полном серьезе указал на лопаты. Все были в шоке.
Под каким-то обманным предлогом Владимиру удалось сбежать, он сел в машину и поехал в сторону ГЭС, увозя супругу от страшного места. Он позвонил в полицию и все подробно рассказал, затем пересел в подъехавшую полицейскую машину и вернулся на остров.
Около полуночи с костру рыбаков съехались 4 полицейских машины, в том числе с бойцами «Омеги», и 2 скорых. Больше ни в кого убийца не стрелял.
Родители за смерть сына хотят 100 тысяч латов
— Мне о трагедии сообщили по телефону на следующий день — звонил Игорь Ходаненок. Так и сказал — Александра убили, — вспоминает события четырехмесячной давности Сергей Щупов. — В двух словах он объяснил, что какой-то псих на рыбалке начал стрелять и убил Сашу. Мы сели в машину и помчались к следователю, а потом в морг.
Со слов отца, который в последний раз видел старшего сына живым за две недели до случившегося (Александр жил отдельно от родителей и младшего брата, у него была квартира в Олайне), Саша выпивал крайне редко, и уже тем более агрессивным в таком состоянии не становился.
— Он вообще был добрым человеком, много работал, — вздыхает отец. — Накануне поездки на рыбалку он приехал из командировки из Лиепаи, мой младший 21-летний сын Сергей встречался с ним и привозил ему вещи. У нас всех были теплые семейные отношения. А рыбалкой он только года два назад увлекся, до этого все время работал и помогал мне в моей фирме, у него просто элементарно не было времени.
Свой моральный ущерб семья Щуповых оценила в 100 тысяч латов, добавив, что после случившегося здоровье немолодых родителей сильно ухудшилось.
Защита: «Это была самооборона»
Обвиняемый и его адвокат Михаил Клявиньш отстаивают другую точку зрения. По словам Миглы, компания незнакомых людей ворвалась к нему в дом и попыталась этот дом отнять. В результате ему пришлось защищаться.
Что известно об обвиняемом
Семьи не имел, жил с мамой. Одно время работал в строительной сфере, потом на собственном экскаваторе выполнял различные заказы от частных лиц. Человек был работящий, культурный. Увлекался раскопками мест исторических битв и поиском оружия, которое также коллекционировал. Как отметил один из потерпевших, Освальд мало о себе рассказывал и предпочитал не распространяться о своем увлечении. Однако как-то сказал, что был на слете коллекционеров.
В суде он, не стесняясь, а иногда с ехидной улыбкой, задавал провокационные вопросы потерпевшим, указывая на различные неточности и возможные ошибки в протоколах допросов. В определенный момент он даже спросил у потерпевшего, что означала его фраза «Х*й знает» по поводу точного расстояния до дома обвиняемого. Судья сняла этот вопрос.
Промежуточный финиш
Дело пересматривает Верховный суд. По приговору суда первой инстанции, Мигла должен отсидеть 15 лет. Он с этим не согласен.