Один из мужчин признался в убийстве. Второй на данный момент подозревается только в краже.
Однако самая большая неясность, которая была озвучена на первом судебном заседании в Баусском районном суде на прошлой неделе - это время смерти Тамары. Эксперт судебной медицины категорически настаивает на том, что смерть наступила не ранее 31 декабря, а дочь и внук начали разыскивать Тамару уже 25 декабря, и полиция не нашла никого, кто бы женщину видел после этой даты. Все это время в квартире пребывал и второй мужчина, но его не обвиняют в соучастии в убийстве. Это заставляет многих задаться вопросом: как можно несколько дней оставаться в небольшой квартире с разделенным трупом и ничего об этом не знать? Но обо всем подряд.
За убийство и воровство на скамье подсудимых- 24-летний Артур Линденавс, который с 3 января этого года находится в заключении. Образование — восемь классов, неженат, во время совершения преступлений не работал, ранее был наказан за кражу. Обвинённый только в краже 43-летний Алвис Смелтерс. Среднее профессиональное образование. Женат. Отец четырёх детей. В настоящее время находится на свободе и работает водителем. Оба задекларированы в Балдоне.
Прокурор Андрей Стамерс в обвинении привел доказательства того, что в ноябре прошлого года Линденавс украл из шкафа в квартире Желудковой и сдал в ломбард в Саласпилсе 14 значков ценностью 15 евро и золотое кольцо стоимостью 25 евро. Не позднее 4 декабря он украл ещё два золотых кольца на 50 евро. Затем он украл у Желудковой банковскую карточку, снял в банкомате 90 евро, закупился на заправочной станции в Кекаве, а 16 декабря - в магазине напитков в Иецаве. 19 декабря он снова попытался снять деньги в банкомате при помощи украденной карточки, но тот карточку забрал.
23 декабря Линденавс отнёс в ломбард, который находился на первом этаже того же дома хозяйский телевизор, за что получил 50 евро, днём позже — и мобильный телефон Желудковой: 9 евро, 26 декабря — DVD-плеер: 10 евро. Кроме того, Линденавс украл также восстановленную банковскую карту хозяйки, с которой неоднократно закупался в магазине и снял 20 евро в банкомате. 27 декабря Линденавс и Смелтерс украли у хозяйки два серебряных бокала и две серебряные ложки и сдали в ломбард.
Убийство согласно собранным в настоящее время доказательствам произошло в период с 31 декабря по 2 января. Прокуратура считает, что для того, чтобы скрыть кражи, Линденавс напал на Желудкову с молотком для отбивания мяса, которым он нанёс как минимум два удара по голове, нанес раны в руку и шею. Он бил и кулаком по голове. Когда женщина упала без сознания на пол, продолжал ее бить и душить. После этого он ножом и пилой отделил от трупа руки и ноги, а на голову набросил мешок и завязал веревкой. Труп положил в два полиэтиленовых пакета, которые поместил на балконе.
Прослушав обвинения прокурора на заседании суда, Линденавс признал свою вину в убийстве, а также кражах, не согласившись только с некоторыми деталями кражи. Смелтерс отрицал свою вину в краже.
Дочь Желудковой Наталья в суде подтвердила, что отношения с матерью были сложными. Очевидно, потому, что мать на протяжении 15-лет ухаживала за своей больной сестрой. Дочь и мать созванивались примерно раз в месяц. Иногда дочь привозила продукты — в том числе и в ноябре, когда она впервые увидела в квартире Линденава, которого она упрекнула в том, что в квартире грязно и нужно навести порядок.
«25-го декабря позвонил сын Вадим и сказал, что бабушка не отвечает на телефон и ее нет в квартире. Я поехала домой и а на следующий день с сыном пошла в квартиру. Дверь открыл Линденавс. Он сказал, что мать уехала в Бауску 21 декабря. В квартире была чисто как никогда, чисто было в ванной и на кухне. На балконе я не была. Я спросила, почему холодильник поменяли. Старый якобы сломался... Не было телевизора, и Линденавс не мог объяснить, почему.
До 1 января дочь приходила в квартиру матери каждый день — в том числе вместе с подругой и сыном. Коту матери покупала корм, даже привезла небольшой телевизор, чтобы мужчинам было, что смотреть. Она узнала, что мать видели на почте 22 декабря. Поскольку мать не объявилась, 1 января Наталья обратилась в полицию.
Начальник отделения полиции направил в квартиру полицейских, чтобы взять у арендаторов объяснения. Там находился Линденавс, который сказал, что 20 декабря поехал на работу, а когда вернулся, хозяйки дома уже не было. Рассказывал, что Желудкова выпивает, к ней приходят мужчины. В квартире не было замечено ничего подозрительного.
2 января в квартиру с обыском явился Ингарс Майжус, инспектор уголовной полиции полицейского участка вместе с коллегой. Полицейские пришли с дочерью пропавшей, оба квартиросъёмщика находились в квартире.
«Мы проверили все комнаты, кроме балкона, - я увидел через окно, что там лежат два мешка, но не допустил мысли, что в них может быть труп ... На следующий день мы опять пришли в квартиру для обыска и допроса. Пока я беседовал с квартиросъёмщиками, коллега нашёл на балконе труп. Тогда съёмщиков и задержали», - рассказал И.Майжус в суде.
Насколько я знаю, Линденавс хоть и признался в убийстве, сильно путается в деталях и датах. Линденавс учился в школе-интернате, имеет небольшие психические расстройства, лечился четыре раза в психоневрологической больнице в Елгаве, что, однако, не даёт оснований полагать, что он недееспособен.
Головной болью для судьи и прокурора стала работа судмедэксперта Елены Ратниеце, которая категорически настаивает на том, что Желудкова не умерла до 31 декабря, несмотря на то, что развитие событий и показания свидетелей говорят об обратном.
Вначале эксперт определила, что пострадавшая умерла за 36-48 часа, позже, изучив литературу, срок продлила на 24 часа. Эксперт сказала, что в обычных условиях, у трупа были бы признаки разложения. Здесь уместен вопрос о новом холодильнике... Может быть, предыдущий не был неисправен, а просто не подходил по размеру?"
Источник - press.lv