В «деле Якобсона» продолжается спор о таком скандальном моменте: а было ли добровольное согласие обвиняемого на стационарную психиатрическую экспертизу?
Есть два мнения
Сам Леонид Якобсонс утверждает, что не давал своего согласия.
— Я обжаловал изначальное решение о назначении экспертизы. Но затем пришел документ от прокурора Виты Озолини, где было четко сказано: явиться для прохождения экспертизы, — заявил в разговоре с kriminal.lv журналист.
Это же решение прокурора грозило и санкциями за невыполнение — привод на экспертизу в принудительном порядке.
Журналист по поводу «своей доброй воли» иронизирует:
— Да, конечно. Меня не доставили туда в наручниках. Но посудите сами: экспертиза длилась месяц. Весь июль я провел в больнице. Среди других пациентов были и убийцы — к примеру, «самурай», который напал на двух полицейских.
Я думаю, если бы я добровольно сказал, что хочу весь июль провести в психиатрической клинике, меня действительно стоило бы заподозрить в сумасшествии. Впорчем, в результате экспертизы врачи пришли к выводу, что я психически здоров, — добавляет он.
Однако полиция настаивает на другом. В разговоре с kriminal.lv пресс-представитель Госполиции Лита Юберте сообщила, что согласие подследственного Якобсона было получено.
— Он пошел на экспертизу добровольно, — настаивает представитель полиции.
Журналист будет жаловаться
Сейчас, по словам Леонида Якобсона, он и его адвокат готовят несколько заявлений по результатам последних событий.
Одно из них будет подано... против известного журналиста и писателя Лато Лапсы.
— В своих статьях он ссылается на имеющиеся в его распоряжении материалы моего уголовного дела. Даже я их не видел — оно пока не передано в суд, — говорит Леонид Якобсон. — Возможно, речь идет об утечке из Экономической полиции или прокуратуры.
Имеются претензии у журналиста и к Госполиции в целом, а также к пресс-секретарям учреждения Сигите Пилдаве и Лите Юберте в частности. Во-первых, они комментируют данные досудебного следствия, а во-вторых, разглашают личные данные о состоянии здоровья г-н Якобсона. Он считает и то, и другое — недопустимым и готов бороться за свои права.
Депутат: «Это международные скандал!»
Своё мнение по «делу Якобсона» уже высказала председатель Комиссии Сейма по правам человека и общественным делам Инара Мурниеце. Она потребовала от министра внутренних дел Рихарда Козловскиса объяснить, на каком основании журналист он был временно помещен с психиатрическую клинику.
По словам Мурниеце, действия правоохранительных органов следует расценивать как международный скандал. «Призываю министра взять на себя политическую ответственность и оценить. Речь идет о политической ответственности и политической культуре», — сказала она.
«По-моему, это международный скандал. Это неприемлемое обращение с журналистом. Должностным лицам придется отчитаться за это перед международными структурами… Создается впечатление, что с журналистом, который в данном случае опубликовал сведения против «Центра согласия», расправляются, как в России», — сказала Мурниеце.
Для справки
На днях Леониду Якобсону были предъявлены обвинения в связи с публикацией сведений из личной переписки лидера Ушакова, полученных, вероятно, незаконным путем.
Журналисту вменяют 144 статью УЗ: «нарушение тайны корреспонденции». В случае обвинительного приговора, ему грозит заключение до 3 лет, принудительные работы или денежный штраф до 50 минималок с отъемом права заниматься определенной деятельностью или без него.