По словам Куликова, спор с инвесторами «Барвиха-Вилладж» был. Но те использовали уголовные методы -- был зверски избит генеральный директор компании «Миэль-Инвестиции. Такие вот "потерпевшие" в этом деле...
От себя отметим: в связи с латвийским проектом Куликова Sun Republic скандалов, исков и судов - не было. (Подробнее об этом проекте — см. курортный комплекс Sun Republic).
4-е обвинение по делу элитного поселка
Куликов стал уже четвертым топ-менеджером компании, которому предъявлено обвинение по делу о хищениях средств инвесторов скандального элитного поселка «Барвиха-Вилладж».
Строительство поселка на Рублевском шоссе началось в кризисном 2008 году. Предполагалось, что будет построено 100 домов, а также МФК с офисами и подземной парковкой. Однако вскоре проект был заморожен.
У компании начался конфликт с кредитором проекта Росбанком, который в 2007 году выдал на проект $20 млн. В 2011 году банк инициировал банкротство сразу нескольких компаний группы «Миэль.
Как сообщает «Интерфакс», сейчас Куликов находится в Латвии. В офисе «Миэль» подтверждают: бизнесмен находится за пределами России. Но обвинения не признают. «Группа компаний «Миэль» считает, что агрессивные следственные действия спровоцированы недобросовестными действиями одного из бывших топ-менеджеров компании Натальи Тихоновской, ныне совладелицы компании «Метриум», и расценивает это как очередную попытку целенаправленного разрушения нашей репутации», — говорится в официальном сообщении компании.
Куликов: о своем латвийском проекте и разбитых головах
В начале следствия -- июне 2012-го -- Григорий Куликов дал интервью kriminal.lv. Версию о том, что он сбежал в Латвию от следствия, он сразу опроверг:
— Это не так. Вот уже 7 или 8 лет мы мы с семьей регулярно в конце весны приезжаем в Латвию. В моем визите нет ничего незапланированного, — подчеркнул он.
О строительном проекте Sun Republic. Привлечение клиентов из СНГ, которых интересует вид на жительство в Латвии, была одной из его целей. Но не единственной.
— Мы будет продвигать проект и для продажи европейцам, — отметил г-н Куликов.
Далее мы перешли к московским событиям — и тут все оказалось непросто: фигурируют «клиентский рэкет», разбитые головы менеджеров и пр.
Но для понимания ситуации -- обратимся сначала к установочным данным.
Заявление: "Похитили деньги. Часть внес "налом"
Уголовное дело N28075, в рамках которого прошли обыски, было возбуждено 12 апреля 2012 года по заявлению инвесторов поселка «Барвиха-Вилладж», -- указывает "КоммерсантЪ".
По версии следствия, руководители компании, «имея умысел, направленный на хищение денежных средств, принадлежащих инвесторам, под видом осуществления деятельности по реализации объектов недвижимости (жилых сблокированных домов), не имея намерения и фактической возможности выполнять обязательства и введя в заблуждение инвесторов относительно реального положения вещей, заключили с инвесторами договора инвестирования». Перечисленные по этим договорам средства были частично похищены.
По словам потерпевшего Бориса Андреева, он в марте 2007 года перечислил структурам «Миэль» $1,29 млн за два дома в поселке «Барвиха-Вилладж». Еще $629 тыс. по требованию руководства «Миэль» он внес наличными, получив взамен приходный ордер от некоего ООО «ГрандИнвест». Согласно ордеру, деньги были внесены якобы за благоустройство поселка.
«Савелий Орбант, с которым я имел дело, объяснял, что ни одно строительство не может обойтись без наличной черной кассы»,— рассказал господин Андреев. Осенью 2011 года инвесторы узнали, что в отношении оператора проекта ЗАО «Барвиха-Вилладж» возбуждена процедура банкротства.
При этом выяснилось, что еще в мае 2007 года земля поселка была заложена в Росбанке под ипотечный кредит в $20 млн. При этом ранее при заключении договоров инвесторам об этом обременении никто не сообщал, им показывали копии свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки без отметки о залоге. Кроме того, на собрании, проведенном по требованию инвесторов в связи со сложившейся ситуацией, при сверке долгов руководство «Миэль» отказалось признать наличные выплаты в адрес «ГрандИнвеста».
— Владелец холдинга Куликов заявил нам, что он ничего не знает о такой фирме, а Орбант к этому моменту уже уволился и уехал в Израил»,— отметил потерпевший Андреев. По его мнению, все это говорит о том, что хищение средств инвесторов готовилось заранее. В уголовном деле пока 5 потерпевших, хотя следствие полагает, что могли пострадать 39 инвесторов строительства, с которых в общей сложности было получено $59 млн.
«Клиентский рэкет»: угрозы, избиения, уголовные дела
С обвинениями заявителей, как пояснил нам Куликов, он не согласен. Бизнесмен сразу занял такую позицию в этом деле, и она не изменилась: тут предмет исключительно гражданско-правовых отношений. И не больше.
Но если вкратце, он возражает оппонентам так:
— С стороны трех инвесторов поступали откровенные угрозы привлечь прессу, правоохранительные органы и так далее. Один из них — господин Андреев — сам возглавил группу недовольных инвесторов. И спор с некоторых пор уже явно перешел в уголовную плоскость.
По словам бизнесмена, в феврале 2012-го года стали поступать угрозы ряду сотрудников компании, которые в свое время контактировали с г-ном Андреевым. В начале марта был зверски избит генеральный директор компании «Миэль-Инвестиции" в загородную недвижимость» (МИЗН). Это человек, который приступил к исполнению обязанностей ровно год назад, с 1 июня прошлого года, и никакого отношения к событиям, происходящим до 1 июня, не имел. По этим фактам еще в марте были возбуждены уголовные дела.
По словам г-на Куликова, завуалированные угрозы поступали от Андреева и двух его коллег, а прямые угрозы от «неизвестных лиц». Факт избиения зафиксирован. Это произошло в ночь с 6 на 7 марта. В результате гендиректор весь март находился в больнице, у него был осколчатый перелом пальца, рваные раны на голове — ему наложено полтора десятка швов — и так далее.
«Договоров мы не подписывали»
По сути претензий заявителей, г-н Куликов говорит таким образом:
— Ни с одним инвестором этого поселка мы не подписывали договоров купли-продажи земельных участков. Ибо эти земельные участки на тот момент не были размежеваны. Этот единый земельный участок для всего поселка разделен на три части. То есть домов 100, а земельных участков по кадастру 3. И ни с одним инвестором никаких договоров мы не подписывали. Поэтому все разговоры на тему, что нам продали земельный участок, который потом заложили, — вранье. Мы никаких земельных участков не продавали.
(Как мы поняли, тут имеется определенный аналог с латвийскими делами о неудавшейся парцелляции — авт. ).
Что касается компании «ГрандИнвест», которой Андреев, по его словам, заплатил деньги, то она с ним, Куликовым, никак не связана.
— Это компания, название которой я впервые услышал от Андреева.
Что касается объяснений потерпевших, что «ни одна стройка не обходится без черной кассы», и поэтому они уплатили значительные деньги «так» — то сказать можно все, что угодно.
В общем, все происходящее Куликов расценивает как "заказное дело".
Трудно сказать, чем закончится следствие «по делу Миэля» в Москве. В Латвии, как мы знаем, подобные дела длятся по 8-10 лет.
Для справки: курортный комплекс Sun Republic
Этот проект рекламировался как самый крупный на латвийском рынке недвижимости с момента начала кризиса.
Стартовав в 2006 году, согласно планам прежних хозяев он должен был быть завершен в апреле 2009 года. Однако кризис внес коррективы.
В начале 2008 года держателем контрольного пакета компании-застройщика, а впоследствии и единственным собственником, стал владелец одной из самых больших девелоперских компаний России Григорий Куликов.
Именно его участие в проекте, в том числе связанное с привлечением инвесторов, позволило комплексу остаться на рынке, а не пополнить коллекцию объектов, перенятых банками у кредитных должников.
Комплекс состоит из семи 4-этажных домов, в которых насчитывается 123 квартиры. Площадь квартир — от 31 до 140 кв. м, цена — от 1 600 до 3 500 евро за кв. м. Наиболее дорогие апартаменты предлагались в доме, расположенном на пригорке, всего в 150 метрах от моря. Он носит в своем роде клубный характер: в нем только шесть квартир.
Николай Кудрявцев, Ольга Хаменок.