Как сообщила kriminal.lv пресс-представитель Генпрокуратуры Айга Шенберга, и «дело Яунджейкарса» и часть «дела Latvenergo» уже близки к отправке в суд (подробнее о них - см. «Дело Latvenergo» и «Дело Яунджейкарса»).
– Правда, мы можем планировать что угодно, но многое зависит и от заключений экспертов, — говорит г-жа Шенберга. – В некоторых случаях заключений приходится ждать по 8 месяцев.
Впрочем, наши судебные «долгострои» — это давно наболевшая тема. Как выяснилось в недавнем разговоре с kriminal.lv, она серьезно беспокоит генерального прокурора Эрика Калнмейерса.
Затянутый суд — это очень дорого
В нынешнем году ситуация в латвийских судах стала критической. Вот, как её видит г-н Калнмейерс:
— Верховный суд (палата ВС по уголовным делам) оказался не способен справиться с тем потоком дел, который там накопился. Это началось еще в 2004-2005 годах, когда я будучи главным прокурором по рассмотрению уголовных дел в судах уже обращал внимание, что там накапливаются и накапливаются дела. И остатки с каждым годом становились все больше. Но никаких мер не принималось.
В итоге объем дел в ВС достиг критической массы. Начали поступать решения Европейского суда о нарушении прав на разумные сроки рассмотрения. И когда государство стало платить по этим проигранным искам, стали реагировать...
Как известно, летом вступили в силу поправки к Уголовно-процессуальному закону, которые призваны ускорить рассмотрение дел в латвийских судах.
— Это запоздалое решение. Но — оно есть. Это нужное решение, — комментирует г-н Калнмейерс.
Однако, ряд других известных юристов к нововведениям относится настороженно: поправки вместо ускорения процесса могут, наоборот, принести множество проблем. Районные суды не смогут быстро и качественно рассматривать те дела, которые ранее рассматривал Рижский окружной суд, как первая инстанция. В итоге сроки рассмотрения могут только удлиниться.
— Действительно, это очень сложный вопрос. Я думаю, первые результаты будут осенью, когда можно будет сделать какие-то выводы, — пояснил нам генеральный прокурор. — Когда вопрос был еще в стадии подготовки, администрация судов заявляла, что проблем не должно быть. Но я лично очень осторожно подхожу к этому вопросу.
Проблем не будет в тех судах, где небольшой оборот уголовных дел. Но там, где и так долго рассматриваются дела, проблемы неизбежны. Я думаю, возникнут проблемы в Огрском суде, в Риге. Я не такой оптимист, чтобы сказать: эти поправки дадут быстрый результат. На первых порах, она выявит слабые места. И надо будет их устранять, принимать какие-то меры.
Дело Яунджейкарса: все меры пресечения отменены
Экс-министр внутренних дел, некогда руководивший Комиссией Сейма по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс является фигурантом дела о разглашении гостайны. Всего в деле трое подозреваемых. Сотруднице KNAB Занде Линине вменяют разглашение гостайны, а ее супругу и Дзинтарсу Яунджейкарсу, в свою очередь, вменяют подстрекательство к разглашению.
Судя по всему, этот процесс явился продолжением «дела олигархов» — о возможных противозаконных сделках экс-политика Шлесерса. В рамках этого дела в мае прошлого года KNAB провел обыски не только на предприятиях, связанных со Шлесерсом, но и на других объектах, связанных с Андрисом Шкеле и Айваром Лембергсом.
Есть подозрения, что сотрудница бюро связывалась с Яунджейкарсом через своего мужа – Аустриса Лининьша. Гостайна, которую она якобы передала экс-министру, – это сведения о намерениях KNAB в отношении Айнара Шлесерса. Усугублялось разглашение взяткой: супругам обещали заплатить за информацию.
Айнар Шлесерс был допрошен в рамках этого «дела о разглашении». Он отрицает, что у него была какая-то информация, полученная от Яунджейкарса из KNAB.
Яунджейкарс в рамках этого дела был задержан 2 ноября прошлого года. Политик оказался под стражей, но через месяц его выпустили, оставив под подпиской о невыезде.
Первоначальный срок расследования этого дела истек (оно должно было завершиться в начале июня). Но, поскольку экс-политик был освобожден от всех своих мер пресечения, Генпркуратуре не нужно было продлевать время расследования «дела Яунджейкарса»: если свободу и право собственности человек никак не ограничивают, расследование становится бессрочным.
Дело Latvenergo: под суд за декларации идут трое
В суд, по плану Генпрокуратуры, должна отправиться и часть дела «дела Latvenergo». В рамках этого процесса обвиняются трое: экс-член правления Latvenergo и двое бывших членов правления Sadales tīkls. Их имена официально не раскрываются. Им вменяют предоставление неверных сведений в декларациях.
В чем суть дела: в ходе расследования большого «дела Latvenergo» выяснилось, что трое чиновников указали в декларациях должностных лиц неверные сведения о своем имущественном состоянии. Не указаны, в частности, доли капитала в частном предприятии, которое выполняло заказы Sadales tīkls.
Расследование самого «дела Latvenergo» продолжается, его ведет KNAB . Следователи считают, что должностные лица предприятия в период с 2006 года по июнь 2010-го проводили махинации с публичными закупками и работами по реконструкции.
Экс-руководство госпредприятий Latvenergo и Sadales tikls подозревают в легализацию более 1,2 млн евро преступно нажитых средств.
В рамках уголовного процесса были арестованы экс-президент Latvenergo Карлис Микельсонс, бывший вице-президент Latvenergo Айгар Мелько и предприниматель Андрей Ливанович, позднее они были освобождены под залог. Всего в так называемом «деле Latvenergo» статус подозреваемых имеют 17 лиц, в том числе шесть должностных лиц.