«Имидж – все»
Председатель комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис не считает, что в латвийских судах на самом деле высок уровень коррупций. Однако г-н Латковскис рекомендовал бы судьям, выступающим публично, тщательнее подумать об имидже всей системы.
— Трудно сказать, откуда взялись такие результаты опроса, — заявил г-н Латковскис в разговоре с Телеграфом. — Но сомневаюсь, что все опрошенные имели по по этому поводу личный опыт. То есть: когда-то сами участвовали в судебном процессе и лично столкнулись со взяточничеством. Тут не так, как с автомобилистами и «дорожниками», когда каждый может убедиться, берут полицейские «пятерочки» или нет.
Таким образом, — считает г-н Латковский, — представление общества о судах складывается из сообщений о них. Из СМИ и других источников. При этом сами судьи дают повод для самых некрасивых допущений. Взять хотя бы последний скандал с судьей Страздсом, дело о махинациях с фиктивным трудоустройством в судах.
— Когда что-то подобное случалось в прокуратуре, всегда была четкая и жесткая позиция и Генерального прокурора, и представителей прокуратуры, которая сводилась к тому, что «мы такого не потерпим, с коррупцией в своих рядах будем бороться». В деле же Страздса, наоборот, последовали реплики судей, к примеру, председателя Рижского окружного суда Сандры Стренце о том, что не нужно подрывать престиж профессии и т.д.
Но ведь, если бы судьи жестко и недвусмысленно выступили против коррупции, это наоборот подняло бы их престиж в глазах общества.
Прогноз на будущее г-н Латковскис делает такой:
— Будут ещё разоблачения и дела, подобные делу Страздса. И не только в судах. Только нужно дать KNAB возможность работать. А там, как говорила Юта Стрике, если кто-то думает, что он берет деньги и ему за это ничего не будет, он ошибается. За ним придут в любой момент.
KNAB: пока поймали четырех
Пресс-представитель борцов с коррупцией KNAB Иева Куцика констатирует: судьи изначально находятся в «группе риска», потому что принимают свои решения единолично и не подчиняются ничьему контролю. Решения при этом принимаются важные, и многие хотели бы на них повлиять. Но даже председатель суда не имеет на это права. Поэтому такую важную роль играет честность и представление об этических нормах каждого конкретного судьи.
Как-то уличить судью — тоже непросто. Он готовит свои решения единолично, и в определенной степени свободен в интерпретации нормативных актов. Так что аргументация каждого судьи может отличаться, но в целом решение будет правовым. И, наконец, у судей есть свой иммунитет — к ним нельзя применять административные наказания.
Теперь о тех, кого все же уличили. KNAB за время своей работы подал запрос о начале уголовного преследования против 4 судей (двух из суда Видземского предместья Риги и двух судей Земельной книги) за взяточничество. Недавно начато еще одно расследование — о возможной связи двух судей с фиктивным трудоустройством в судах. (Подробнее об этом — см. «Дело Страздса»).
Почему большинство опрошенных считает, что латвийские суды коррумпированны? Тут, по мнению представителя KNAB, надо еще разбираться.
— Эти причины могут быть разными, — говорит г-жа Куцика. — К примеру, это мнение может основываться на публичной информации о бесконечно длинных судебных процессах и необоснованных приговорах. Или же причины могут быть крайне субъективными — у кого-то, например, из-за собственного проигрыша в суде.
Но что очевидно: сама судебная система закрыта, автономна и мало контролируется извне. Общество получает мало информации о соблюдении судьями принципов этики, о принятых решениях и требованиях, выдвигаемых к судьям.
По мнению представителя KNAB, Комиссии по этике судей стоило бы тут сыграть определенную роль, чтобы ситуацию улучшить. Однако стоит считаться и с тем, что в любой сфере, несмотря на все усилия, отношение общества и взгляды людей могут меняться медленно.
Министр юстиции: «Все зависит от самих судей»
Министр Юстиции Янис Борданс в разговоре с нами признал наличие у общества недоверия к судебной власти. Как приоритет своей деятельности на посту министра он называет именно возвращение доверия к судам.
Однако «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»:
— Лучше всего это могут сделать сами судьи, суды, судебная власть в целом, — считает министр.
Адвокат Каминска: «Это горечь проигравших»
Заместитель председателя Совета присяжных адвокатов Гуна Каминска заявила Телеграфу: она не согласна с теми, кто считает наших судей коррумпированными. Она не видит для беззастенчивой коррупции в судах ни возможностей, ни мотивов:
— Судьи уже довольно долгое время получают значительную зарплату. К тому же видно, что они дорожат своими постами, уважением в обществе и, наконец, будущей пенсией.
Мы, специалисты в адвокатуре, полиции, прокуратуре, не можем сказать, что суды «тотально коррумпированны». Но мы видим, как судьи загружены, какая там сейчас непростая ситуация с графиком рассмотрения дел.
Ругать полицию г-жа Каминска тоже не видит смысла:
— Посмотрите, какое у них жалованье... А ведь эти люди находятся «на переднем крае», и при этом перегружены работой.
«Надо лучше разъяснять»
Рискнем сделать общий вывод: на официальном уровне с мнением о «тотальной коррупции» в судах не согласны. Результаты опроса объясняют недостаточной информированностью населения, с чем, конечно же, еще предстоит поработать. Ну, и «фантомными болями» прошлого.
Так, политолог, исследователь рисков коррупции Валт Калниньш заявил в разговоре с газетой Neatkarīgā, что такое представление о судебной власти у людей осталось еще с 90-х годов. Именно оттуда этот устойчивый стереотип.
В свою очередь руководитель Комиссии по этике судей Висвалдис Спурдзанс признал: стиль общения с населением судьям надо менять. Надо лучше разъяснять приговоры. К примеру, в уголовных делах люди не понимают, почему кого-то оправдали.
— Оправдали, потому что нет доказательств. Это значит, что дело рассмотрено правильно, — считает Спурдзанс.
Глас народа
Комментаторы на портале kriminal.lv, в свою очередь, не согласны с мнением официальных лиц:
* «Конечно же наш народ наговаривает на бескорыстных судей!!! Адвокату Г.Каминске не известны случаи коррупции в судах! Жаль только, что судьям не приходится из своего кармана оплачивать свои ''справедливые'' решения, которые позже отменяет Европейский суд. Так называемые ошибки оплачиваются из госказны, нами, налогоплательщиками. Госпожа адвокат легко может ознакомиться со статистикой таких дел. А сколько пострадавших не могут по разным причинам дойти до Европейского суда?.. Вообще странно слушать комментарии о коррупции в судах от самих проводников этой коррупции». (Автор — Ken)
* «В латвийских судах сплошная коррупция! Если нужно выиграть дело, дай через нужных людей взятку и считай, что ты выиграл ! Я оказалса в таком положении, когда не смог выиграть полностью беспроигрышное дело, потому что не оказалось денег для взятки, да и совесть не позволила. А противоположная сторона имела финансовую возможность и не имела совести! Вот такие у нас в Латвии суды!!!» (Автор — №1)
* «Покупателем чердака над моей квартирой прямиком над жилыми комнатами были проложены канализационные трубы и трубы для подачи воды,установлены санузлы и джакузи, что не соответствует никаким строительным, санитарным, техническим и другим нормам и правилам. Я обратился в наш самый неподкупный суд с иском устранить эти нарушения. И ...проиграл. Подал на обжалование и опять мимо. И все суды так быстро провели заседания! Районный и окружной уложились в 3 месяца! А народ жалуется, что суды рассматривают дела годами. В моем случае думаю был хороший стимул суду поспешить. По причине шума труб и появившимся подтекам на потолках пришлось продать мою любимую квартиру. Присоединяюсь полностью к мнению 67% жителей нашей демократической, образцовой и т.д.страны». (Автор — Max)
* «У нас в Латвии есть люди, которые осуждены без доказательств. Вообще нашли лохов и осудили. Все в этом мире продается. И даже свобода. Не посадят тебя – найдут другого, кто за тебя отсидит». (Автор — T)
Для справки: «дело Страздса» и престиж суда
Председатель суда Земгальского предместья Риги Зиедонис Страздс был задержан совсем недавно — 7 августа сотрудниками KNAB по подозрению в злоупотреблении служебным положением. Ему инкриминируется фиктивный наем работников.
По версии KNAB, глава судов долгие годы занимался фиктивным трудоустройством нескольких лиц. Эти люди, фактически, в суде не работали, однако зарплата им начислялась. Как полагает следствие, эти деньги присваивал себе председатель суда.
KNAB считает, что глава суда, используя свое служебное положение в корыстных целях, принуждал этих людей оформлять фиктивные договоры. И в этом ему оказывал поддержку коллега — судья Коллегии гражданских дел Рижского окружного суда Скайдрите Буйвиде.
Оба сейчас находятся на свободе, на больничном. Зиедонис Страздс просит отстранить его от должности по состоянию здоровья. Решение об это должен принять Сейм.
Когда в судах шли обыски, председатель Рижского окружного суда Сандра Стренце в разговоре с агентством LETA отказалась называть имя судьи, который фигурирует в деле вместе со Страздсом. При этом она пояснила, что «не хочет подрывать престиж никого из коллег».
Что важно: в то время Сандра Стренце была в отпуске и именно судья Буйвиде исполняла обязанности председателя Рижского окружного суда.