В качестве примера противоречий сообщение на сайте главы государства упоминает два требования из закона. Первое устанавливает владение языком на минимальном уровне как одно из условий вступления в права собственности. Второе требует от владельца представить план дальнейшего использования угодий особой комиссии самоуправления и отвечать на вопросы ее членов — что, как замечает Вейонис, требует куда лучшего знания языка. Само же требование устроить презентацию противоречит еще одной норме этого же закона — о письменном обязательстве использовать землю именно для сельскохозяйственного производства. Наконец, отмечает глава государства, закон не дает ясного представления об обязанностях собственника в дальнейшем, при обработке земли.
Утвердив поправки, Сейм отреагировал на возражения Еврокомиссии по поводу установленных для покупателей сельхозугодий требований к соответствующему опыту в сельском хозяйстве или наличию агрономического образования. Однако новые требования создают противоречия, считает президент.
«Действующее регулирование не налагает на владельца обязательств использовать сельскохозяйственную землю исключительно для сельскохозяйственного производства. Поэтому нет оснований выдвигать выполнение требования устраивать презентацию плана использования земли для такого производства как условие, от которого зависит право приобретения земли в собственность», — подчеркнул президент Вейонис.
Закон не может содержать условия настолько неясные, что эта неясность ставит под угрозу саму возможность точного исполнения установленных условий. Более того, неточность «порождает риск произвола и коррупции в случаях, когда из-за неточности норм эти последние могут применяться со злым умыслом или же в интересах отдельных лиц», — подчеркивает Вейонис.
Согласно законопроекту, людям, которые захотят купить в Латвии землю, необходимо предоставить документ, удостоверяющий знание латышского минимум на уровне А1.
Парламентский секретарь Минфина Эдгар Путра, автор предложения, в рамках парламентских дебатов 23 марта указал: А1 — самый низкий уровень знания языка, «на уровне выживания». Он удостоверяет, что человек понимает элементарные тексты на латышском и сам может говорить простыми предложениями.
Путра в интервью LTV подчеркнул, что требование о минимальном уровне знания языка обоснованны, потому что без знания госязыка невозможно даже обеспечить безопасность труда на фермах — непонятно, как работникам общаться с хозяином.
Согласно ст. 71-й Конституции Латвии (Сатверсме),если Сейм и при повторном рассмотрении не изменит закон, президент уже не может снова возвратить его в парламент. Но ст. 72-я дает ему и полномочия на два месяца остановить публикацию закона, если на этом настаивает 1/3 депутатов Сейма. Остановленный таким образом закон передается на всенародный референдум – при условии, что в поддержку этого наберутся подписи десятой части граждан Латвии.
Источник - lsm.lv