Скандальная оружейная сделка
История началась примерно два года назад, когда армия Молдовы решила продать латвийской фирме Latspeceksports примерно 60 тонн устаревшего оружия, для дальнейшей транспортировки в Армению и Украину.
Как выяснилось позже, вывезено было не старое, а современное оружие: противотанковые ракеты и их пусковые установки, системы контроля и калибровки. Указанная цена сделки — 3 млн долларов. Однако, по данным журналистов, это наполовину ниже рыночной цены. В сопроводительных документах подписались люди с фальшивыми именами. А для перевозки оружия был использовал самолет Ил-76 армянской авиакомпании Ayk Avia, который перед прибытием в Молдову взлетел из занятого мятежниками ливийском городе Бенгази. Армения утверждает, что груз не получала, поэтому остается сделать вывод, что оно попало в Ливию.
Дело оказалось скандальным — оно упоминалось даже в докладе экспертов ООН о посылке военных материалов во время ливийской революции. Однако эксперты признают, что получили только ограниченную информацию. Молдавская сторона, к примеру, на запрос вовсе не ответила.
Спор свелся к лицензиям
По неофициальным данным, латвийские следователи не нашли доказательств, что груз попал в Ливию. Скорее, его отправили в Армению, в сотрудничестве с зарегистрированным на Сейшельских островах офшором Mosston Engineering Ltd.
Зато в суд было передано дело о нарушении оборота товаров стратегического назначения.
Latspeceksprts утвержадет, что через Латвию ничего не перевозили. В сделке с молдавским оружием фирма была лишь посредником. Оружие покупалось и продавалось на складах армии Молдавии. Затем его увезли представители Армении. Поэтому Latspeceksports считает, что разрешение на международные сделки фирме не было нужно.
Однако министерство иностранных дел настаивает, что во время сделки ни одному латвийскому предприятию не вдавалось лицензия на экспорт товаров стратегического назначения через Молдову или Армению. Также никто не получал разрешение на отправку товаров военного характера в Армению.
В связи с этим ни одно латвийское предприятие не имело право проводить сделки с военным оборудованием ни в Молдове, ни в Армении.