Развод жившей за границей женщины нередко заканчивается переездом матери с ребенком в Латвию без согласия на то отца ребенка. Таких случаев насчитывается до 14 ежегодно. Пострадавшая сторона в такой ситуации апеллирует к Гаагской конвенции, обвиняя второго родителя в похищении ребенка.
Присяжный адвокат Елена Аверинская говорит, что на проблему нужно смотреть шире. Не только матери и не только в Латвию увозят общих детей.
«Но большая часть этих процессов используется, чтобы отомстить матерям, в основном. Дети не на первом месте у тех людей, которые эти процессы начинают», - говорит юрист. Гаагская конвенция, которую Латвия обязалась исполнять, требует помогать принудительно возвращать детей в страну, откуда их увез кто-то из родителей. С 1 сентября заработает и система бесплатной юридической помощи иностранцам, претендующим на детей от латвийских бывших спутников жизни. Шесть присяжных адвокатов будут консультировать иностранцев и представлять их интересы в судах по делам о возврате ребенка.
Это обязанность Минюста – обеспечить такого рода помощь, поясняет юрист международного департамента министерства Анастасия Юмакова. Она подчеркнула, что целью Минюста не является непременная передача ребенка в руки родителя-иностранца, но только «передача дела в ту юрисдикцию, в которой изначально эта тяжба и должна была решиться».
По мнению присяжного адвоката Елены Аверинской, вызвавшейся pro bono представлять интересы истцов в таких процессах, говорит: ни одна из сторон в них чаще всего не представляет, что это за процесс. Между тем, травмирующих ребенка ситуаций с принудительным возвратом в другую страну можно избежать, если уезжающий родитель от своего отбытия напишет заявление в суд. И рассматривать дело должен суд страны, признанной страной пребывания ребенка:
«Главное, чтобы этот родитель до отъезда обратился в тот суд, где он живет, с прошением разрешить выезд ребенка и смену его места жительства. А люди этого не делают. Если бы они это делали до своего отъезда – этих процессов вообще бы не было».
Юристы Анда Озола и Ирина Шварцбах, которые представляли клиентов в подобных судебных процессах, говорят: в обществе не хватает ни знаний, ни понимания, а иногда не хватает и финансовых средств для обращения к хорошему юрисконсульту во избежание неприятностей и утраты детей.
В 2014 году LTV сообщало об одной такой неосведомленной матери: женщина подписала документы о разводе, не вникнув в их суть, и ее ребенок в итоге был увезен в Грузию. По словам Озолы, мать не представляла, к каким последствиям приведет ее согласие подписать документы.
Вопрос же о предоставлении бесплатной юридической помощи латвийским родителям в Латвии, похоже, остается открытым – ведь его конвенция не регулирует.
Источник - rus.lsm.lv