ЧП произошло весной 2001 года. В рамках данного дела на скамье подсудимых оказались несколько человек. Известный авторитет Зураб Хупения, Алекс Мцариашвили и Имен Шаврешиани, обвиняемые в грабеже и захвате заложников, и Тенгиз Стуруа, обвиняемый в недонесении, — вину полностью признали. Свои приговоры получили несколько лет назад. Дело Имеда Банделиани рассматривалось отдельно, так как он был объявлен в розыск.
Как это было
Напомним эту громкую историю с похищением. В 2001 году в Риге работали два индуса, бизнес-партнеры и однофамильцы (Пранин Кумар и Шанджаи Кумар). Занимались они импортом благовоний, пряностей, моллюсков, экзотических ракообразных, чая и кофе. Жили хорошо: в гардеробе — 13 пиджаков, по пять пар брюк и рубашек, кожаные куртки, личный автомобиль и водитель — армянин Рудик.
К несчастью для Кумаров, у Рудика был племянник Гарик, тоже водитель. А у Гарика, в свою очередь, был знакомый грузинский предприниматель Алик... Так на Кумаров вышли грузинские «гастролеры».
Согласно обвинению, все произошло так. Известный авторитет Зураб Хупения, а также его знакомые Алекс Мцариашвили и Имен Шаврешиани позвонили в дверь к индусам, представившись водопроводчиками. Тут же обоих предпринимателей скрутили, повалили на пол, надели на руки наручники и стали требовать деньги и ценности. Вынесли все, что нашли, на сумму около 1900 латов. Жертв посадили в машину и увезли, завязав глаза, на дачу к Тенгизу Стуруа (человеку с высшим образованием, который просто не смог отказать землякам в аренде дачи).
«27 марта я сел на электричку и поехал на дачу в Саулкрасты, чтобы посмотреть, что там творится... — рассказывал позже Тенгиз на следствии. — И обнаружил следы странных событий: в детской комнате на кровати лежал связанный мужчина с заклеенными скотчем глазами. Я спросил у парня-охранника, что тут вообще происходит. Он ответил, что это не мое дело, но что мне за все заплатят»... Однако все произошло иначе: появилась полиция и всех задержала.
Обвиняемые: «Все признаем!»
Из четырех обвиняемых сначала перед судом предстали только трое. Имед Банделиани находился в розыске, его дело было выделено в отдельное производство.
Обвиняемые, которые на допросах до этого почти все время молчали, на суде вдруг полностью признали свою вину. Поэтому было решено отказаться от проверки доказательств и перейти к дебатам.
Принимая во внимание смягчающие обстоятельства, прокурор Порошкова попросила для Алекса Мцариашвили 6 лет условно с конфискацией, для Зураба Хупении — 6 лет реального тюремного заключения с конфискацией. (Хупения все равно уже сидел, отбывая 12-летний срок за участие в убийстве руководителя порта «Волери» Юрия Шлепенко, и новый срок будет включен в уже имеющийся.) Наконец, для Стуруа — 2 года лишения свободы условно.
В итоге суд отнесся к обвиняемым несколько более жестко, чем требовал прокурор. Зураб Хупения был приговорен к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества (новый срок был включен в уже имеющийся). Алекс Мцариашвили и Тенгиз Стуруа приговорены к 3 годам условно.
Позже до разбирательство дошло и дело Банделиани. Он также полностью признал свою вину. 30 марта 2010 года Рижской окружной суд признал Банделиани виновным и приговорил к 5 годам лишения свободы, конфискации имущества и одному году полицейского надзора. Затем была подана апелляция и дело пересматривалось в Верховном суде. Однако приговор не изменился.
На фото: Зураб Хупения (справа).