Громкий процесс о взятках в Рижской думе выходит на финишную прямую. Почти все обвиняемые уже дали свои показания. Остался один Вилнис Штрамс, которому предстоит говорить в понедельник. Бизнесвумен Инара Вилкасте от показаний отказалась. "Нам нечего сказать суду. Мою подзащитную просто должны оправдать," — завил нам ее адвокат Юрис Дзелме.
Обвиняемый Странцис: "Янита брал взятки сам"
Экс-заместитель директора Департамента развития Риги Петерис Странцис, который выступал на процессе в минувшую среду, категорически отрицает свою вину в требовании и получении взяток:
— Ни о каких взятках с Инарой Вилкасте, Вилнисом Штрамсом или Янитой я не договаривался, — настаивает обвиняемый.
Странцис считает, что Янита его оговаривает, так как свалить всю вину на начальника всегда проще и удобнее. Тем более что отношения между ним и Янитой были не самыми лучшими.
— Я просто ждал, когда он уйдет на пенсию. Не выгонять же человека в таком возрасте?..
Тем более, что определенный уровень связей Янита демонстрировал.
— Мой предшественник лишился должности, после того, как уволил начальника "Буввалде", — пояснил обвиняемый. Это, по его словам, заставляло быть осторожным в решении кадровых вопросов..
После этого Странциса попросили прокомментировать телефонный разговор, в котором он просит увеличить запрашиваемую сумму. Но обвиняемый твердо заявил, что никаких сумм у Яниты не просил, увеличить – тоже.
Экс-мэр Инкулис: "Янита у меня вымогал деньги"
Сегодня в суде свои показания давал экс-мэр Риги и Юрмалы Андрейс Инкулис. Вот что он рассказал суду::
— Мне довелось «посотрудничать» с Раймондом Янитой в 2007 году. Тогда, работая в SIA Quart, мы собирались заняться строительством многоквартирного комплекса на улице Кулдигас в Риге. Но чтобы получить разрешение на строительство, через общих знакомых я вышел на Яниту. И тот за свои услуги запросил деньги. Я бы даже так сказал: он их фактически вымогал. Первая сумма – 20 тысяч евро – была передана ему в декабре 2007 года, когда он дал мне оригинальные документы проектирования. После положительного голосования в Рижской думе была заплачена вторая часть – ещё 20 тысяч. А всего мы ему заплатили 80 тысяч. Это были не мои деньги, а личные средства акционера фирмы, которые он специально привёз из Таллина.
Янита меня уверял, что эти деньги пойдут не ему, а дальше. То есть, не он в думе всё решает. Кстати, при наших встречах с ним бы упомянуты также Вилнис Штрамс и Петерис Странцис. Что касается знакомств, то со Штрамсом меня когда-то познакомил мой друг Гундарс Боярс. Стоит сказать, что со Штрамсом мы были просто знакомыми, даже не друзьями. Но ни он, ни Странцис не просили у меня денег на взятку.
– Для чего вообще нужна была эта взятка, состоящая из нескольких частей. Вы можете конкретно это объяснить? – раздаётся вопрос со стороны адвокатов.
– У нас были кредитные обязательства перед банком, поэтому очень нужно было получить разрешение и начать проектирование. А так как Янита был начальником администрации, это могло нам помочь.
– Но почему вы пошли именно таким путём, ведь ни Янита, ни Штрамс не занимали руководящих постов? – интересуется судья Виганте.
– Хотел, чтобы уж наверняка. Но мы обо всём договорились с акционером, он был в курсе всех дел и поддерживал меня.
– Это понятно, но на скамье обвиняемых сейчас не ваш акционер, а вы! А почему вы не обратились к Странцису, что Янита, с ваших же слов, вымогает у вас деньги?
–... (тут экс-мэр надолго задумался).
– Господин Инкулис, я же вроде не на китайском задала вопрос, почему вы молчите? Отвечайте на вопрос!
– Сложно сейчас сказать. Мы раздумывали с акционером, что делать...
– В ваших первичных показаниях, и в том, что вы говорите сейчас, не совпадают суммы взяток. Так сколько же денег вы должны были дать Раймонду Яните?
– Янита просил 50 тысяч евро, но вообще за архитектурное разрешение нужно было заплатить 60 тысяч. А то, что изначально я давал ложные показания связано с тем, что для меня было шоком, что меня арестовали. Я провёл ночь в следственном изоляторе, в не самой приятной компании людей. Возможно, был напуган, потому и путался в показаниях. Сейчас я признаю, что не всё, что я говорил, было правдой.
Для справки: 5 взяточных эпизодов
Ниже — версия обвинения по "делу о думских взятках"
Эпизод 1. Миллион евро за многоэтажки в Межапарке
Эта часть обвинения, разумеется, во многом базируется на показаниях Раймондса Шталбергса, который неоднократно — через прессу - признавался Инаре Вилкасте в любви...
Итак, по версии обвинения, в конце 2004 года — начале 2005 года Вилнис Штрамс (тогда — руководитель Департамента развития города) и Петерис Странцис (тот же департамент) узнали о том, что бизнесвумен Инаре Вилкасте требуется изменить зонирование для участка в Межапарке, по адресу ул. Русова,1. Чиновники сообщили даме, что, для изменения разрешенной этажности строительства на данном участке, ей придется заплатить — 1 миллион евро. В качестве посредника при переговорах выступал Раймондс Янита. В ноябре 2005 года Вилнис Штрамс попросил Раймондса Яниту получить деньги с предпринимательницы. Через Раймондса Шталбергса ему была передана часть денег — 326 000 евро. Их Раймондс Янита отнес в кабинет Вилниса Штрамса.
Эпизод 2. Кидок чиновников на 30 000 евро
В марте 2005 года к Вилнису Штрамсу пришел миллионер Владислав Демьянов с вопросом, как компании C.M.R.Nami лучше провести проект строительства комплекса домов на улице Дзелзавас. (Стоит отметить: Владислав Демьянов выступал тогда в качестве посредника. Поэтому в начале следствия ему был присвоен статус подозреваемого, но в итоге дело против него было закрыто). Штрамс отослал его по этому вопросу к Раймондсу Яните, сообщив, что решение вопроса обойдется в 30 000 евро. Янита вел переговоры с Демьяновым, они регулярно общались. Однако руководство C.M.R.Nami неожиданно отказалось платить, несмотря на угрозы чиновников, что они зарежут все проекты компании. В итоге представители фирмы так и не заплатили за «услуги» чиновников.
Что интересно: владелец контрольного пакета C.M.R.Nami Дмитрий Крупников потом сетовал в прессе: «Из-за проволочек пострадал бизнес — в теперешней экономической ситуации проект невозможно продать. Но мы не жалеем, что не стали платить, хоть сами и страдаем», — заявил он в интервью газете «Диена».
Эпизод 3. Возмещение ущерба за кидок
По сути, это продолжение эпизода с проектом C.M.R.Nami. Поскольку весь механизм проведения проекта через думу был уже задействован, а платить компания отказалась, нужно было что-то делать. Как считает обвинение, Вилнис Штрамс потребовал возместить вложенное у Раймондса Яниты. Тому ничего не оставалось, кроме как заплатить требуемое - 5 000 евро. Таким образом Вилнису Штрамсу теперь вменяется требование взятки у Раймондса Яниты.
Эпизод 4. Застройка зеленой территории в Задвинье
В марте 2007 года экс-мэр Юрмалы и председатель совета АО Eldikrija Андрейс Инкулис обратился к Странцису, который к тому времени возглавил Департамент развития города, чтобы поговорить о перспективах своего строительства. В планах компании значилась застройка зеленой территории на ул. Грегора фирмой "Kvarta", частично принадлежавшей компании Eldikrijai. Против этого строительства резко выступали местные жители и общественные организации.
Петерис Странцис ему объяснил,что стоить это будет не менее 100 000 евро. Тот согласился. После этого Инкулис регулярно встречался с Янитой, деньги передавались частями. Сначала 20 000 евро, потом 40 000, потом потребовали ещё 40 000... Но этот транш чиновники так и не получили, уже начались аресты.
Эпизод 5. Застройка аэродрома Спилве
По похожему сценарию свой проект в думе проводила и фирма NCC Spilve Development. Речь шла о застройке аэродрома Спилве. У председателя правления компании — эстонца Приита Томингса — чиновники потребовали сначала 75 000 евро, а потом сумма выросла до 80 000. На этом, собственно, система думских поборов и рухнула. Ибо Томингс, когда сумма выросла, сам пошел в KNAB и заявил, что у него вымогают взятку. Однако, это не помогло - и сейчас он на скамье подсудимых. Как взяткодатель — ведь предыдущие порции денег он все же передал.
После оглашения обвинительного заключения подсудимые должны были высказаться: признают ли они вину. В данном случае дело обстоит так:
* Инара Вилкасте свою вину отрицает категорически и полностью;
* Приит Томингс наоборот — полностью признает;
* Андрейс Инкулис подтверждает, что деньги он носил. Однако считает, что, поскольку взятку у него вымогали, его от уголовной ответственности нужно освободить;
* Раймондс Янита заявил, что признает описанные прокурором действия, но не признает квалификацию;
* Петерис Странцис просто отрицает все обвинения;
* Вилнис Штрамс заявил: в эпизодах о требовании взятки у Инары Вилкасте, C.M.R.Nami и Раймондса Яниты он вину отрицает полностью; что касается эпизодов с фирмой «Kvarta» и NCC Spilve Development — в них Вилнис Штрамс частично признает описанные прокурором действия, но не согласен с их квалификацией.
В общем, суду, по-видимому, придется нелегко.