«Дело тут не в конкретном уголовном деле, прокурор просил для меня штраф — 3 минимальные зарплаты и возмещение около 80 латов ущерба. Но я потратил в десятки раз больше на услуги известного адвоката Антомса, чтобы доказать свою правоту. Потому что подоплека этого наезда — попытка захватить мой бизнес. Этого никто и не скрывал», — пояснил нам бизнесмен Гумер Галиаскаров в ходе процесса.
Однако расскажем обо всем по порядку.
»Дело «Газели»
На днях Земгальский окружной суд принял решение по уголовному делу с серьезным подтекстом. Потерпевшая сторона – Latvijas Propana Gaze (LPC) с 25-миллионным оборотом, обвиняемая — владелец одной из газовых заправок Екабпилса Гумер Галиаскаров. По словам г-на Галиаскарова, LPG возбудила против него уголовное дело, после того как он отказался продавать свой бизнес.
Сам Гумер Галиаскаров рассказывает об этом так:
—У меня в Екабпилсе газозаправочная станция, и фактически на ней заправляется половина Латгалии. В 2006 году я отказался ее продавать местным бизнесменам, и у меня начались неприятности... Сначала с административными штрафами, а потом и с уголовным делом.
Фабула «дела о порче» такая. Около 14.00 6 июня 2007 года на газовую заправку Гумера приехала «Газель». Галиаскаров на появление на своей территории чужой «Газели» отреагировал агрессивно – схватил камень и разбил боковое пассажирское окно. Во всяком случае такие показания дали в полиции — водитель и пассажир разбитого микроавтобуса.
Однако сам Галиаскаров все отрицает: «О разбитом стекле «Газели» узнал от инспектора полиции Стродса».
Екабпилсский суд: осудить
Свою вину бизнесмен категорически отрицал с самого начала. Но следствие он не убедил.
— Меня даже направили на психиатрическую экспертизу, хотя это противоречит общей практике. Но эксперты признали меня вменяемым. Потом была еще одна экспертиза – на камне пытались найти мою ДНК и следы машинного масла. Но и эти следы не были найдены. В итоге за ущерб в 80 латов, который я якобы нанес, государство потратило на экспертизы на порядок большую сумму.
Судья Екабпилского района Черапс рассмотрел уголовное дело и признал Галиаскарова виновным в порче имущества LPG. И приговорил бизнесмена к штрафу в 3 минимальные заработные платы и возмещению ущерба LPG в размере 38,60 лата. Галиаскарова даже столь мягкий приговор не удовлетворил, и он подал апелляцию.
На состоявшемся на днях процессе Гумер Галиаскаров продолжил гнуть свою линию – к порче машины он непричастен.
— Я уже в полиции пытался объяснить, что уголовное дело против меня фабрикуется. Во-первых, разбить стекло «Газели» таким образом можно было только с очень близкого расстояния. Свидетели же показали, что я кидал камень как минимум с 10 метров. Во-вторых, полицейский протокол зафиксировал, что камень, которым было разбито пассажирское стекло, пролетел весь салон и упал рядом с дверью водителя. Однако если все было именно так, то камню пришлось бы насквозь прошить тело пассажира. А он весьма крупный мужчина, который занимает всю кабину «Газели». Камень просто не мог пролететь мимо него...
Окружной суд: оправдать
На суде адвокат Гунтар Антомс предоставил суду две дополнительные экспертизы –— трасологическую и почерковедческую, сделанную у независимых экспертов. Первая показала, что камень, якобы брошенный Галиаскаровым в «Газель», никак не мог долететь до стекла. Он просто упал бы возле колеса. Результаты же второй экспертизы показали, что в протоколе, на основании которого был начат криминальный процесс, подпись Галиаскарова подделана.
Судья Акменлаука приобщила эти материалы к делу, и на процессе начались дебаты, которые также прошли не без неожиданностей. Прокурор Ричшс вместо наказания для Галиаскарова попросил суд отправить уголовное дело обратно в суд первой инстанции. Ибо прокурор тоже согласился: трасологическая и почерковедческая экспертизы — дело нужное. Кроме того, неплохо еще раз допросить свидетелей, в показаниях которых обнаружилась масса неточностей.
Защитник Гунтар Антомс настаивал на полном оправдании своего клиента. Во-первых, в деле так и не оказалось документа, который юридически подтверждает нанесенный Галиаскаровым ущерб. Во-вторых, по мнению защитника, нет оснований не доверять независимым экспертам, которые проводили трасологическую и почерковедческую экспертизу, подтверждающие невиновность его клиента.
Вердикт судьи Акменлауки оказался следующим: Гумера Галиаскарова полностью оправдать. Ущерб – 38,60 лата, который постановил взыскать суд первой инстанции, оставить без рассмотрения.
»Газовик»: «Свой бизнес никому не отдам»
Приговор Земгальского окружного суда должен вступить в законную силу в середине февраля. Государственное обвинение еще не решило, будет ли подана апелляция. Для этого прокурору нужно получить полный текст приговора. Гумер Галиаскаров приговором, естественно, оказался удовлетворен, но он уже готовится к дальнейшей борьбе за свой бизнес.