ЧП с почтальоном, разносившем пенсии, произошло в Военном городке Лиепаи 10 октября 2009 года, но полицейские действовали оперативно и очень быстро выяснили, что преступление было инсценировано.
Позже перед судом за присвоение чужого имущества, недонесении о готовящемся преступлении и вовлечении в него несовершеннолетних лиц предстали бывшая почтальон Байба Буйвиете, ее гражданский муж Раймонд Страутиньш, ее подруга Инета Янышева и ее гражданский муж Андис Сисенис, несовершеннолетняя дочь Янышевой и Кристине Дониня.
Странного грабителя обнаружили в кустах сирени
Свидетель, благодаря наблюдательности которого полиция сумела быстро раскрыть дело, рассказал kriminal.lv такую историю.
Он стоял на улице, поджидая своего работодателя. И вдруг увидел, что на другой стороне улицы в кустах сирени сидит на корточках некий мужчина. Чуть позже там прошла почтальон, но неожиданно нырнула в кусты и вскоре вышла, пошатываясь и разговаривая с кем-то по телефону.
В этот момент явился работодатель. Они оба обратили внимание: странно себя ведет женщина — по голове он ей дал, что ли?.. Как позже выяснилось, Байба отдала «грабителю» сумку с деньгами, а тот брызнул ей в лицо слезоточивым газом.
Почтальон сообщила полиции об «ограблении». Вот только оперативно прибывшие стражи порядка быстро разобрались в этой истории. Так что и часа не прошло, как под следствием оказались и «грабители», и их «жертва».
Распределение ролей
По версии обвинения, план придумали почтальон Байба Буйвиете с подругой Янышевой. Причем последняя, по словам почтальона, и была автором идеи. Роль грабителя сыграл гражданский муж подруги Сисенис. У почтальона в тот день было с собой 2800 латов, их планировалось поделить поровну между двумя семьями. Правда, как говорит сама «ограбленная» Буйвиете, ее гражданский муж деталей не знал, просто был в курсе, что нечто затевается.
После «нападения» дочь Янышевой увезла деньги в Кулдигу. Так что, когда преступление раскрылось, и её задержали, из всей суммы осталась треть. Остальное было потрачено на гулянки, аренду гостевого дома и прочие радости жизни.
«Защитите ребенка!»
Рассмотрение дела планировалось начать еще в первых числах августа 2010 года, но из-за неявки нескольких обвиняемых и одного из адвокатов суд пришлось перенести. Еще на августовском заседании суда Янышева предъявила претензии к СМИ – мол, огласка дела мешает ей и ее семье, и попросила суд запретить прессе писать об этом деле. Но судья просьбу отклонил на основании того, что дело является открытым и запретить прессе писать о нем — нет оснований.
Тогда Янышева решила пустить в ход «детский» аргумент. В конце августа суд получил заявление, что из-за того, что в СМИ было указано полное имя и фамилия дочери, у нее началась депрессия, и сейчас она постоянно посещает психолога. Позже Янышева заявила, что у девочки теперь тяжелое эмоциональное состояние, исчезла мотивация к учебе, она не может использовать имеющиеся у нее лидерские задатки. Попутно Янышева отметила, что у нее самой главные ценности – семья, дети и работа. В общем, мама потребовала защитить несовершеннолетнюю дочь и объявить рассмотрение дела закрытым. Остальные подсудимые, их адвокаты и представитель «Латвияс пастс» (потерпевшая сторона) требование поддержали, прокурор оставила решение на усмотрение суда, и суд решил удалить прессу из зала.
На минувшей неделе заседание вновь пришлось перенести — в суд не явилась несовершеннолетняя обвиняемая Дониня. Следующее заседание назначено на 15 апреля 2013 года.
Люба Меллер, Лиепая