«Необходимость составлять запрос об обыске в месте проживания Шлесерса в Сейм заставила обосновывать этот запрос», — так объясняет широкое обнародование информации именно об «эпизодах Шлесерса» г-жа Стрике.
Всего же, по её словам, в этом объемном деле, в рамках которого на минувшей неделе прошли 42 обыска, фигурируют 11 человек, из которых шестеро – должностные лица. Расследуется также деятельность 26 фирм, — заявила сегодня на пресс-конференции г-жа Стрике.
Она признала, что довольна ходом обысков: в деле теперь много доказательств. Но сейф из кабинета Айвара Лембергса в Вентспилсской думе пока борцам с коррупцией открыть не удалось. «Один из самых надежных в Латвии», — признает г-жа Стрике. Но, рано или поздно, его откроют.
Где задержанные?
Один из главных вопросов, которые волновали представителей прессы, – почему в таком громком деле нет пока ни арестов, ни даже подозреваемых.
— Фигуранты дела имеют статус «лиц, против которых начат уголовный процесс», – пояснила г-жа Стрике. – О задержаниях или других мерах пресечения следователи будут решать по ходу расследования дела. Обычно кого-то арестовывают, если речь идет о только что совершившемся преступлении.
На предположение о том, что так громко начатое дело может и развалиться, г-жа Стрике отвечает так:
— Зная объем доказательств и результаты обысков, я могу сказать с уверенностью: дело не развалится. То, что кто-то рассуждает о возможных неудачах следствия, это всего лишь его позиция защиты. Но мне тут сказать нечего – у любого есть право и на такой позицию.
Г-жа Стрике опровергла версию о том, что обыски связаны с президентскими выборами.
— В нашей стране проходит много политических событий. Не может же мы останавливать работу бюро из-за них, — заявила она.
Дальнейшие действия бюро в связи с этим расследованием, как, к примеру, будет ли снова затребована санкция на обыск в доме депутата Шлесерса, замначальника не комментирует.
— О таких действиях своевременно решает руководитель следствия. Мы их обсуждать не будем.
Нормунд Вилнитис: «О расследовании узнал из прессы»
Начальник антикоррупционного бюро Нормунд Вилнитис объявил журналистам, что он вернулся из отпуска и сегодня на работе присутствует первый день.
— О расследовании я узнал так же, как и все – из прессы, — говорит он. – Но, что огорчает, так же, как и все – узнал заранее.
Теперь главе KNAB, по его словам, предстоит встретиться с генпрокурором Эриком Калнмейерсом, чтобы обговорить это дело. К тому же предстоит выявить источник «слива» информации о процессуальных действиях бюро.
Г-н Вилнитис утверждает, что во время обысков политики и другие заинтересованные лица его не беспокоили звонками и просьбами повлиять на ситуацию.
— Мне никто не звонил, — говорит он.
В ответ на слова президента, что в момент таких масштабных обысков начальнику бюро следовало бы прервать отпуск и вернуться, г-н Вилнитис отвечает так:
— Мой отпуск был согласован ещё в феврале. Я очень устал и мне требовалось отдохнуть, тем более что отпуск длился всего неделю. Если бы я вернулся в Латвию раньше, то это свидетельствовало бы о моей заинтересованности в деле. А так я отдохнул и готов к работе.
Сейчас, по слова Нормунда Вилнитиса, на расследование «дела олигархов» брошены очень серьезные силы бюро.
Следователи уже запросили правовой помощи у правоохранительных органов 5 стран. Параллельно они разбираются в цепочках и схемах, в которых, как они считают, участвуют 26 фирм (речь идет о скрытом владении компаниями, а также отмывах).
Что искал KNAB
Официальная версия KNAB, которая объясняет масштабные обыски (в суде получено 42 санкции), такова: это расследование деятельности 11 человек, среди которых — депутат Айнар Шлесерс. Уголовный процесс начат по статьям взяточничество, дача взяток, легализация преступно нажитых средств, указание ложных сведений в декларации должностного лица. Обвинения пока никому не предъявлены.
Что любопытно, надзирающим прокурором по этому делу назначен Марис Лея (он в свое время безуспешно пытался выдвинуть обвинения против мэра Вентспилса Айвара Лембергса по так называемому «делу Гринбергса»).
Как сообщает KNAB, уголовный процесс был начат 20 мая, и имеющиеся в распоряжении бюро доказательства свидетельствуют о том, что государственные должностные лица и лица, занимающие ответственные посты, активно участвовали в управлении и принятии решений в ряде предприятий, а также получали дивиденды за тайно принадлежащие им доли капитала в компаниях Rīgas Tirdzniecības osta, Zaķusalas Estates, Jaunrīgas attīstības uzņēmums, Eurolines, Baltijas aviācijas sistēmas, Abi krasti. В декларации о доходах об этом нет информации.
KNAB считает, что в первой половине октября 2010 года, когда Шлесерс был избран в Сейм и не мог сохранить должность председателя правления Рижского свободного порта, он добился, чтобы на этот пост был назначен его товарищ по партии, нынешний вице-мэр Риги Андрис Америкс. Таким образом, Шлесерс сохранил влияние на решения портового правления, которые касались и скрыто принадлежащих ему предприятий.
Доли капитала Rīgas Tirdzniecības osta сейчас опосредованно принадлежат зарегистрированной в Швейцарии компании ZeinHolding AG. В то же время Шлесерс получал дивиденды от Rīgas Tirdzniecības osta, а также активно участвовал в принятии решений в компании.
Имеющиеся в распоряжении KNAB материалы свидетельствуют также о том, что Шлесерс во время подготовки к парламентским выборам требовал у руководителя авиакомпании airBaltic Бертольта Флика совершить противозаконные действия с финансовыми средствами airBaltic и бюро Live Rīga для популяризации в СМИ Шлесерса и ЛПП/LC.