Тюремные разборки за место под солнцем
Как сообщил «Росбалту» источник в российских спецслужбах, после того, как в 2011 году Казбек Дукузов (на фото слева под стражей), проживавший в ОАЭ под другой фамилией, получил 10 лет заключения, он попал в непростые условия. Чеченец являлся влиятельным «авторитетом» в криминальном мире России, а вот в тюрьме ОАЭ ему пришлось заново доказывать свое право на особый статус среди уголовников.
Первые месяцы у него были постоянные драки с арестантами-арабами (во время одного из побоищ в ход даже пошли «заточки»). Победителем, правда, всякий раз выходил Дукузов. В результате ему удалось не только заставить других заключенных уважать себя, но и сколотить собственную группировку. В нее вошли зеки-выходцы из стран бывшего СССР (преимущественно — чеченцы, узбеки, таджики, чьи большие диаспоры живут в ОАЭ) и даже некоторые представители Восточной Европы. Эта группировка стала самой грозной силой в тюрьме, с которой предпочитают не связываться. «Если перенести российской уголовное понятие «смотрящий за зоной» на почву ОАЭ, то Дукузов стал «смотрящим» за местной тюрьмой»,— пошутил источник агентства.
Коран наизусть?
По его словам, все 10 лет, назначенные судом, Казбек сидеть не намерен, поэтому стал участником программы по реабилитации лиц, совершивших преступления и попавших в тюрьму, действующей в ОАЭ с 2002 года. Она заключается в том, чтобы через изучение Корана наставить преступников на путь исправления. Так, человеку, выучившему наизусть весь Коран, срок заключения сокращается на 20 лет, запомнившему 20 частей – на 15 лет, 10 частей – на 5 лет и т.д.
Экзамен на знание священной для всех мусульман книги принимает специальная комиссия. Ее участникам надо без запинок процитировать либо весь Коран, либо части из него.
«Дукузов всегда представлял себя как религиозного человека, он действительно неплохо знает Коран. Для того, чтобы оказаться на свободе, ему не надо учить наизусть всю книгу, достаточно только знать чуть более 10 частей. Он может сдать экзамен уже в этом году», — отметил собеседник «Росбалта».
Стоит отметить, что по одной из версий оперативников, влиятельный «авторитет» Дукузов согласился принять участие в нападении на журналиста Хлебникова потому, что тот в своей книге «Разговор с Варваром» и интервью весьма вольно обращался с сурами из Корана.
А что после отсидки?
Как следует из приговора суда ОАЭ, после отбытия наказания Дукузов должен быть депортирован из страны. Однако произойдет ли это — вопрос открытый. «Отношения правоохранительных органов РФ и ОАЭ всегда были сложными, соответствующих договоров между странами нет. Пока не получен даже официальный ответ о том, являются ли человек, отбывающий наказание, Дукузовым, а не кем-либо иным. Это мы для себя точно выяснили данный факт, а юридически он не закреплен. В ОАЭ (наряду с уголовным правом) действуют нормы шариаты, что усложняет взаимодействие. Поэтому невозможно не только предсказать, что его экстрадируют в Россию, но и даже то, что Дукузова вышлют из ОАЭ», — рассказал источник агентства.
Поножовщина с тихом Дубае
Казбек Дукузов был задержан в ОАЭ в 2011 году после громкого для этой тихой страны преступления. 27 марта 2011 года на стоянке жилого комплекса в Дубае четверо злоумышленников в масках напали на двух граждан Голландии, имеющих российское происхождение. Они прибыли в ОАЭ 23 марта для совершения крупной сделки. Преступники нанесли бизнесменам ножевые ранения, после чего отобрали у них четыре сумки, в которых находилось $5,8 млн. Нападавшие перегрузили деньги в заранее угнанный «Ягуар», после чего скрылись.
Четырнадцатого апреля 2011 полиция Дубая задержала трех участников нападения – двух граждан России и гражданина Узбекистана. Спустя двое суток удалось схватить и предполагаемого организатора нападения, которым и являлся Казбек Дукузов. Именно он узнал о том, что бизнесменам поступит крупная сумма денег и спланировал разбой. В декабре 2011 года все участники налета получили по десять лет тюрьмы. Также суд принял решение о том, что после отбытия срока они будут депортированы из ОАЭ.
«Заказ» на журналиста
В марте 2014 года СК РФ продлил срок следствия по делу об убийстве Пола Хлебникова до августа. Сейчас следователи активно проверяют показания, которые дал бывший сотрудник Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, осужденный в соучастии в нападение на Анну Политковскую и заключивший сделку со следствием.
Согласно его данным, весной 2004 года чеченскому «авторитету» Лом-Али Гайтукаеву поступил «заказ» на устранение Пола Хлебникова (следствие подозревает, что «заказчиком» был лидер «лазанской» преступной группировки Хож-Ахмед Нухаев). Гайтукаев подключил к работе бывшего сотрудника УБОП Москвы Сергея Хаджикурбанова, находившегося в это время под подпиской о невыезде за должностные преступления. Для организации слежки за журналистом Хаджикурбанов, по версии Павлюченкова, привлек его самого и его подчиненных, тогда еще действующих сотрудников ОПУ. Позже эти же милиционеры следили за Анной Политковской, когда готовилось ее убийство. Вместе с подчиненными Павлюченкова Хлебникова «вел» и сам Хаджикурбанов. В один момент он заявил, что больше не нуждается в услугах сотрудников ОПУ. По данным СК РФ, дальше для слежки за Хлебниковым были привлечены братья Магомед и Казбек Дукузовы и их знакомые. Примечательно, что Хаджикурбанов так и не расплатился с Павлюченковым и его коллегами за выполненную работу.
Пол Хлебников был расстрелян вечером 9 июля 2004 года при выходе из редакции Forbes на улице Докукина в районе станции метро «Ботанический сад». Следователи считают, что непосредственным исполнителем убийства являлся Казбек Дукузов.
В конце 2004 года Дукузов был задержан в Минске и экстрадирован в Россию. На состоявшихся летом 2006 года слушания присяжные полностью оправдали Дукузова в убийстве Хлебникова, он был освобожден из-под стражи. Когда в ноябре 2006 года Верховный суд отменил оправдательный вердикт, Дукузов уже находился в бегах.
Что касается мотивов убийства Хлебникова, то по основной версии следствия, Нухаев мстил журналисту за выпущенную им книгу «Разговор с Варваром», где Хож-Ахмед был представлен бандитом и сторонником крайних исламских взглядов. Издание увидело свет в тот момент, когда «авторитет» строил политическую карьеру на Западе и называть себя представителем законной чеченской власти. «Разговор с Варваром» изрядно подмочил ему репутацию.